Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка
Развитие –
это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие
– это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С.
Выготский
отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный
тип – зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример – эмбриональное развитие). Непреформированный тип
развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие
– это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития
– это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.
Основные закономерности психического развития. А)
психическое развитие неравномернои скачкообразно
. Неравномерность проявляется
в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как – бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии
человека выделяют 2 группы периодов
: 1. литический
, т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический
– период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация
(отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды
деятельности – выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция
(установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность
психических процессов – возможность для ее изменения под влиянием, каких – либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации
психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов
, – периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д).
Комулятивность- нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность
– каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни.
В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов
психического развития
: наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность
.
Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это — материальная основа психической деятельности. К ним также относятся – тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения – художники) или 2ой (речь – тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда
Еще по теме:
Понятие творчества
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
По ...
Родительское отношение в зарубежных психологических школах
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.
В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматрив ...
Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед на ...