Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка

Страница 1

Развитие –

это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие

– это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С.

Выготский

отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный

тип – зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример – эмбриональное развитие). Непреформированный тип

развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие

– это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития

– это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А)

психическое развитие неравномернои скачкообразно

. Неравномерность проявляется

в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как – бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии

человека выделяют 2 группы периодов

: 1. литический

, т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический

– период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация

(отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды

деятельности – выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция

(установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность

психических процессов – возможность для ее изменения под влиянием, каких – либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации

психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов

, – периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д).

Комулятивность- нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность

– каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни.

В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов

психического развития

: наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность

.

Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это — материальная основа психической деятельности. К ним также относятся – тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения – художники) или 2ой (речь – тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...

Основные этапы развития общения
В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них: 1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией. 2. В возрасте до года, ...

Адаптация мигрантов в Швеции
Самое разное отношение к иностранцам, приезжающим работать в страны Европы, демонстрируют жители и правительства этого государств. Больше других иммигрантам помогают в Швеции, утверждают социологи, которые только что провели соответствую ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru