Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка

Страница 1

Развитие –

это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие

– это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С.

Выготский

отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный

тип – зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример – эмбриональное развитие). Непреформированный тип

развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие

– это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития

– это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А)

психическое развитие неравномернои скачкообразно

. Неравномерность проявляется

в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как – бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии

человека выделяют 2 группы периодов

: 1. литический

, т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический

– период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация

(отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды

деятельности – выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция

(установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность

психических процессов – возможность для ее изменения под влиянием, каких – либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации

психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов

, – периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д).

Комулятивность- нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность

– каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни.

В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов

психического развития

: наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность

.

Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это — материальная основа психической деятельности. К ним также относятся – тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения – художники) или 2ой (речь – тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Распределение ролей в семье
С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, како ...

Роль гиппокампа
память заболевание психика Гиппокамп — это часть лимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций, помогают переходу кратковременной памяти в долговременную. Гиппокампы используются для обработки и хранения ...

Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи. Как правило, на первом этапе потребность для су ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru