Развитие личности под влиянием творчества

Материалы » Изучение научного творчества в современной психологии » Развитие личности под влиянием творчества

Страница 1

Преобразование личности после пробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорят о пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой старинной монеты, которая неожиданно попалась человеку. Или как чудо, спустившееся с небес. Раз − и с человеком произошло чудесное преобразование, он стал другим!

Правда, чаще это «чудесное преобразование» годами, а то и десятилетиями рассматривается как своего рода болезнь, ненормальность, разрыв с традициями. Ведь человек занялся тем, чем никто из его родственников не занимался, и к чему, как они предполагают, у него не было и нет никаких способностей.

Впрочем, любые изменения, которые происходят в течение длительного времени, и понять, и оценить трудно. Быстро ли происходят изменения?

Развитие личности условно можно представить в виде семилетних периодов:

до 7 лет — развитие в основном образного мышления;

от 7 до 14 — переход;

от 14 до 21—развитие логического мышления; многие исследования показывают, что функции логического мышления достигают максимума в 21 год; от 21 до 28 — переход;

с 28 до 35 лет — развитие интуитивного или творческого мышления. Далее следует активное развитие социальных свойств личности.

Складывающийся новый облик человека, его новые интересы нередко требуют перехода из одной области деятельности в другую. Развитие связано с преодолением сопротивления той среды, в которой человек находится. Почему сопротивления? Потому что окружающие привыкают определенным образом воспринимать каждого, а развитие есть не что иное, как выход за пределы сложившихся отношений. Нередко человек, развивающийся по законам творчества, вынужден покидать ту среду, в которой он находился.

Когда кто-то начинает петь или рисовать, выражать чувства в создаваемых произведениях, он, как правило, обнаруживает у себя массу недостатков. Голосом (кистью, словом) владеет слабо. Не знает многого из сделанного в этой области другими. Он должен учиться и в то же время быть самостоятельным, усваивать опыт других и формировать свой стиль. Можно испугаться возможной критики и своих недостатков, можно − двигаться дальше.

Вскоре обнаруживается, что недостатки, вследствие того, что творчество, по Станиславскому, носит органический характер, являются отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведения в целом. Задача улучшения творчества становится задачей работы над собой. Это дает толчок для самосовершенствования.

Становясь на путь творчества, человек вынужден улучшать свои внутренние качества, менять стереотипы поведения. Он обращается к корням формирования тех или иных черт у себя, проверяет их целесообразность в новых условиях, в ряде случаев − отказывается от ненужных черт. Вряд ли кто-то будет отрицать, что условия воспитания, стечение различных обстоятельств, в которых обычно развивается человек, способствуют формированию у него не только позитивных черт. Недостатки чаще всего постепенно сглаживаются под влиянием творчества.

Несовершенство поведения и противоречивость внутреннего мира человека на определенном этапе развития − скорее правило, чем исключение. Под влиянием творчества человек постепенно преодолевает внутренние расхождения и противоречия, возвращается к реалистичному видению мира. Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. У того, кто им не овладел, сознание нередко конфликтует с подсознанием.

Тот, кто выходит на уровень систематически проявляющегося творчества, настолько обогащает свои знания, что формирует собственное мировоззрение, своеобразно отражающее все значимые стороны и события его жизни.

Настоящее творчество, поскольку в нем человек выражается всем своим существом, всегда своеобразно, несет на себе печать индивидуального стиля. Это хорошо известно, и наличие индивидуального стиля нередко рассматривают как признак таланта. Творческий человек проявляется как индивидуальность не только в работе, но и в повседневном общении.

По мере развития творчества человек все больше становится выразителем своего времени, рупором настроения масс, создает новое в соответствии с общественными, и в пределе − мировыми потребностями, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Разумеется, разные творческие профессии по-разному влияют на общественные процессы. Политик действует прямо. Художник или композитор влияет на настроения. Певец, будто бы не касающийся политики, может быть вдохновителем целых общественных движений. Один изобретатель может вызвать целую техническую революцию.

Творчество создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый уровень: уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, в скрытой или явной форме, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества.

Творчество приучает к тому, что новое может быть открыто в любой области знаний, и там, где сегодня знаешь все, завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперед в познании. Это делает человека более мягким и осторожным в суждениях, уберегает от апломба и самонадеянности. Чем выше уровень развития личности, тем мягче, проще, демократичнее человек в обхождении с другими. Творческое поведение без такой простоты и демократичности невозможно. Демократичные отношения естественная среда для выявления и развития всех настоящих способностей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Теоретическая модель умственного развития А. и Н. Кауфманов
Наиболее значимым выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, которая была разработана Аркадием и Николаем Кауфманами [4]. Согласно авторам, существуют 2 базисных типа переработки информации: сукцессивны ...

Факторы саморегуляции индивидуального стиля деятельности
Данный вопрос отражает представления о пределах изменчивости функционирования человека, о вариативности способов его деятельности, их энергетической составляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанно выбирать приемы д ...

Методы предупреждения конфликтной ситуации
При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру. Этапы социально-психологической помощи. Развитие любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru