Проблема периодизации пожилого и старческого возраста

Материалы » Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей » Проблема периодизации пожилого и старческого возраста

Страница 2

Чувство ненужности или противоположное чувство – нужности высвечивают другое важное понятие – чувство собственного достоинства. Именно в старческом возрасте человеческое достоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется не просто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется вся жизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она была достойной или недостойной. И вообще удалось ли человеку реализовать свой шанс оставить после себя хоть что-то существенное на этом свете. Именно чувство собственного достоинства является стержнем личности. Поэтому смысл самоопределения в пожилом и старческом возрасте – это прежде всего поиск возможности утвердить себя в качестве ценного члена данного общества, а также конкретной социальной группы и семьи.

Старик готов многим пожертвовать и многое сделать для того, чтобы его просто уважали, относились к нему как к личности. В целом здесь возможны следующие принципиальные варианты самоопределения:

1) опираться на свои былые заслуги (требовать уважения за то, что было раньше);

2) постоянно подтверждать свою полезность обществу или семье конкретными настоящими делами;

3) просто смириться с существующим положением дел, либо когда старика вообще не уважают, не считают личностью, либо когда его уважают за вымышленные заслуги в прошлом и настоящем.

Б. Ливехуд считает, что если в зрелом возрасте в средней фазе жизни человек сумел развить в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после 56-ти лет) он сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовного источника, но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой, или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом (21 с. 48–49).

Э.Ф. Зеер связывает переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов: кризиса утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) и кризиса социально-психологической адекватности (65–70 лет) [12 с. 142–145].

В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды: пожилой возраст (55–75 лет), старческий (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет) и характеризуют эти периоды в соответствие с принятыми в отечественной возрастной психологии критериями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и личностными новообразованиями [24 с. 62–80].

Можно выделить следующие периоды старческого возраста, также основанные на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно можно назвать после зрелости:

¾ пожилой, предпенсионный возраст, примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии;

¾ период после выхода на пенсию, первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса;

¾ период собственно старости, период стабильной старости через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья;

¾ старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;

¾ долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство, примерно после 75–80 лет и старше.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
С целью проверки выдвинутых теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее. Целью уточняющего ...

Познавательная сфера младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В отличие от ребенка – дошкольника, школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных знаний. Завершается ...

Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru