Исследование внутригрупповых отношений

Материалы » Личностные особенности студентов с разным социометрическим статусом » Исследование внутригрупповых отношений

Страница 2

В результате дальнейших исследований были выявлены четыре группы лидерских качеств:

Физиологические: рост, вес, внешний вид, привлекательность, здоровье.

Психологические: уверенность в себе, ориентация на успех, независимость, смелость, инициативность.

Интеллектуальные: ум, интуиции, умение творчески мыслить, быстро принимать решения.

Деловые способности: дипломатичность, легкость в общении, целеустремленность. [22]

В 1971 году в работе "Основы социально-психологической теории" Б.Д.Парыгин выделил основные отличительные черты лидера и руководителя, официально утвердившиеся в советской науке и состоящие в следующем: 1) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - представляет официальные отношения в группе как некоей социальной организации; 2) лидерство существует в условиях микросреды, то есть сфера его деятельности - в основном малая группа, руководство - элемент макросреды, сфера деятельности руководителя - более широкая социальная система; 3) лидерство возникает стихийно, в результате взаимодействия членов группы, назначение руководителя вышестоящими структурами стихийным не является: 4) по сравнению с руководством лидерство менее стабильно к в большей степени зависит от настроения в группе; 5) руководство подчиненными обеспечивается определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения непосредственно сам. [46]

К началу 80-х годов в социальной психологии понятие "лидерство" было однозначно связано с межличностными отношениями в малой группе, внутригрупповой активностью и со стихийным протеканием этих процессов снизу. Упор делался на противостоянии лидерства и руководства: на выделении в первом стихийного, естественного, свободного, неформального начала в противоположность официальному началу во втором. За основу в изучении проблемы лидерства отечественные психологи взяли деятельностный подход, предложенный А.Н.Леонтьевым. В соответствии с этим подходом главными детерминантами процесса лидерства считаются цели и задачи группы, определяющие того, кто станет лидером, и какой стиль лидерства окажется здесь наиболее эффективным. [45]

С конца 80-х годов интерес к проблеме лидерства, особенно лидерства организационного, в нашей стране значительно вырос. Свидетельством тому служат, во-первых, многочисленные публикации дискуссионного характера в научных журналах, где предпринимаются попытки осмысления прошлого опыта России, обсуждаются насущные вопросы нашего бытия.

Создаются портреты лидеров советской эпохи и дается оценки деятельности. В дискуссиях участвуют такие известные ученые, И.Бестужев-Лада, А.Венгеров. П.Волобуев. И.Диков, Р.Медведев, Ю. Поляков. А.Пригожий, Ю.Тихомиров и др. [47]

Изучение малых групп в отечественной психологии Как пишет Я. Коломинский в книге "Педагогическая психология", за последние десятилетия возникла обширная (и уже почти необозримая) социально-психологическая, психолого-педагогическая и педагогическая литература, так или иначе связанная с социометрией.

Это прежде всего работы, посвященные детским группам и коллективам на всех возрастных этапах (рекомендуем педагогам работы Т. Е. Конниковой, Л. И. Уманского. А. В. Киричука, Т. А. Репиной). Отметим многочисленные и тщательно выполненные экспериментальные исследования психологов и педагогов Эстонии (под руководством X. И. Лийметс), опубликованные в специальных сборниках "Советская педагогика и школа" (г. Тарту), материалы конференций психологов Прибалтики. Интересные исследования, посвященные школьным, студенческим и производственным коллективам, ведутся психологами, педагогами и социологами Санкт-Петербурга (Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, А. Л. Свенциц-кий, В. Т. Лисовский, Б. Д. Парыгин и др.). Серьезные исследования, связанные с методологическим анализом концептуального и методологического аппарата социометрии, проведены в последние годы в Москве (НИИ общей и педагогической психологии и кафедра социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). Нами получены экспериментальные данные (Я. Л. Коломинский) о том, что детерминация (обусловленность) социометрического выбора и выбора объекта для реального общения действительно связана с разноуровневыми диспозициями личности. Отсюда ясно, что, давая качественную интерпретацию социометрических индексов, нам надо иметь в виду следующее: эти индексы описывают структурно-динамические параметры подсистемы взаимоотношений в "личной" или "деловой" сферах. Это важно подчеркнуть в связи с существующей ошибочной тенденцией трактовать социометрические показатели как полную картину внутригрупповой активности. [14]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Групповые методы работы с застенчивыми детьми
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно без ...

Факторы формирования эффективного ИСД
ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по сп ...

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru