Методы предупреждения конфликтной ситуации

Материалы » Стратегия поведения в конфликтной ситуации » Методы предупреждения конфликтной ситуации

Страница 1

При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру.

Этапы социально-психологической помощи.

Развитие любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы.

2. Создание положительного настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у них потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

1 Этап. Тактика психолога наименее директивна. Он наблюдает за межгрупповой игрой, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает освоится в новой обстановке. Охотно поддерживает инициативу, никак не направляет деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

2 Этап. На реконструктивном этапе тактика психолога изменяется, позиция становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа действия.

3 Этап. Это этап апробирования нового опыта. Сотрудники организации уже научились справляться с возникающими проблемами.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психология уверенного поведения
Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к асс ...

Проявления и последствия застенчивости
Проявления застенчивости очень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни - это социального и м ...

Психологические особенности "трудных" детей
Деликвентный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранни ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru