Общая характеристика подросткового возраста
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Выводы по первой главе
Различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.
К семьям, которые создают условия "повышенного риска" для отклоняющегося поведения подростка авторы относят: неполную, конфликтную, "асоциальную" (девиантную), формально-благополучную; семьи в которых есть душевнобольные родители.
В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания – безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека.
Особенности подросткового возраста:
1. Центральное новообразование подростничества – чувство взрослости.
2. Развитие самосознания.
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей семейных взаимоотношений было проведено в сентябре-ноябре 2009 года на базе ГУО "Боровлянская ОСШ". В исследовании приняли участие 60 учащихся 6-8 классов.
Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско - детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение - принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
Еще по теме:
Психологические основы семейного воспитания
Семья
– это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...
Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического
вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса.
Эстетическое развитие личности начинаетс ...
Основные этапы развития общения
В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них:
1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией.
2. В возрасте до года, ...