Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики

Страница 1

В прикладной социальной психологии процесс диагностирования начинается с оформления отношений с заказчиком (клиентом), который приходит к психологу-практику со своей проблемой. Если заказчиком является кто-то из руководителей практического психолога ( т.е. заказ происходит внутри организации, в которой работает психолог), то процедура эта сводится порой до устной договоренности о сроках социально-психологического диагностирования и ожидаемом от психолога-практика результате. Если же заказчиком является другая организация или частное лицо, а диагностируется достаточно сложный предмет (социально-психологическое явление), то отношения между психологом и заказчиком оформляются юридическим путем заключения договора или трудового соотношения о взаимных обязательствах сторон.

В этом договоре Заказчик в лице руководителя учреждения, заказывающего диагностирование, берет на себя обязательства своевременно оплатить работу Исполнителя в лице психолога-практика согласно предъявленной смете расхода, которая служит приложением к договорам. В ряде случаев заказчик осуществляет помощь психологу в форме предоставления помещений, оргтехники, размножении полевых документов, машинной обработке данных и т.п. Все это должно обговариваться в договоре. Исполнитель в лице практического психолога, в свою очередь берет на себя обязательств своевременно и качественно провести диагностирование интересующего Заказчика социально-психологического явления и в обозначенный планом – графиком срок предоставить итоговый отчет.

В договоре также, как правило, оговариваются штрафные санкции за нарушение взаимных обязательств обеими сторонами. В частности, в случае несвоевременного финансирования (выплата аванса для размножения в типографии полевых документов, оплаты интервьюеров или анкетеров при сборе информации и т.д. ) Исполнитель имеет право отодвинуть сроки предъявления итогового и промежуточного отчетов. В случае низкого качества диагностирования (которое определяется независимыми экспертами) Заказчик имеет право снизить размеры оплаты или прекратить финансирование обследования. То же самое может быть и при нарушении Исполнителем сроков проведения диагностирования. Прежде чем подписывать договор с Заказчиком, Исполнитель в лице психолога-практика должен взвесить свои силы и возможности своевременного выполнения возложенных на него условиями договора обязательств.

После того как подписан договор о взаимных обязательствах с Заказчиком и согласована формулировка проблемы, сроки и формы предъявления результатов социально - психологического диагностирования, наступает момент формирования авторского коллектива, каждый член которого является специалистом в какой-либо области прикладной социальной психологии. Внутри авторского коллектива осуществляется распределение обязанностей и ответственности: кто то занимается разработкой программы, кто-то разработкой и подбором методик (или апробацией к изучаемому объекту и предмету), кто-то отвечает за подготовку к полевой стадии сбора информации, кто-то – за обработку информации на ЭВМ, кто-то – за анализ информации и составление промежуточного и итогового отчетов. Общее руководство в любом случае остается за руководителем авторского коллектива. Через него осуществляется связь и и согласование рабочих вопросов с Заказчиком, подписание финансовых документов и т.п.

После распределения ролей члены авторского коллектива приступают к работе, и прежде всего – к разработке программ обследования интересующего Заказчика объекта и предметы. Параллельно с разработкой программ или с небольшим временным сдвигом осуществляется выбор методов и подбор методик для диагностирования или их самостоятельная разработка. Что касается классификации методов диагностирования, то в обширной литературе посвященной освещению методов социологических и психологических исследований, предпринимались различные попытки их систематизировать.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – ...

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте
Младший школьный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляцией ребенка. Переживания ребенка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жи ...

Проявление темперамента у детей дошкольного возраста
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологи ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru