Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте

Страница 2

Л.С. Выготский считает, что приобретение речью социальных функций и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий являются двумя важнейшими моментами, подготовляющими в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития. [14]

В.Н. Мясищев подчёркивает, что общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и её структуру, и форму. [29] Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них, как отмечает А.Н. Леонтьев, – это опосредованный характер связей ребёнка с окружающим миром. Деятельность ребёнка выступает как реализующая его связи с человеком через предметы, а связи с предметами – через человека. [22]

По мнению Л.И. Анциферовой, диалектика реального взаимодействия личности и окружающего мира в порождении мира внутреннего заключается в следующем: чем выше уровень пристрастности, эмоциональности, креативности взаимодействия личности с окружающим предметным и социальным миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающим миром.[5]

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. В ряде общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. Как отмечает А.Г. Асмолов, в психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», которое и было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности. Понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.С. Выготским, получило развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л.И. Божович и Б.Г. Ананьева. Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С. Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», то есть некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как «безличные» предпосылки развития личности. [6]

Б.Г. Ананьев определил, что в процессах общественного воспитания и образования у всех формирующихся личностей в данных подрастающих поколениях складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т.д.), сменой полей и систем отношений в коллективах (макро - и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно и в каждый отдельный момент этого развития – гетерохронно с еще большим диапазоном расхождений между более ранними, общими и более поздними специальными общественными функциями личности, чем это происходит в возрастной эволюции организма. [3]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru