Проявление признаков характеризующих отношение в семье

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Проявление признаков характеризующих отношение в семье

Страница 2

Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Размером и размещением фигуры, будет также выражена значимость. Например, наименьшую значимость имеет тот, кто нарисован ниже всех в конце ряда или даже пропущенный.

Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура.

Руки родителя маленькие, слабые или вообще их нет - родитель слаб, менее значим.

Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.

С большими руками изображается родитель, производящий наибольшее впечатление, и воспринимающийся, как враждебная, угрожающая фигура.

Ничтожно маленькая фигурка на фоне больших родителей – чувство вины, ощущение беспомощности (гиперконтроль), манипулирование родителей.

Некоторые авторы интерпретируют малый размер фигуры, ограниченный набор цветов и бедность деталей, как низкую самооценку [8].

Маленькая фигурка кого-то из окружающих – отрицание персонажа.

Фигура одного из родителей намного больше других, часто с большими руками – один из родителей диктатор (угроза расправы).

Избегание рисования членов семьи – воспоминания о них негативны и ребенок избегает этой темы. Отсутствие члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символическое исключение. Не рисуя кого-то из членов семьи, ребенок снимает проблему тревожности и конфликтности, исходящей от этого персонажа. В. С. Мухина, собравшая большую коллекцию детских рисунков, не склонна интерпретировать опускание в рисунках члена семьи как выражение негативного отношения: «Один и тот же ребёнок, может в одном рисунке представить всех, а через несколько дней, рисуя свою семью, вдруг упустить из виду кого-нибудь. И делал он это не нарочно без всяких внешних причин объясняющих забывчивость» [17].

Отсутствие себя, наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлечённости, с чувством вины перед родителями. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший. Не рисуя себя или отождествляя себя с братом или сестрой, ребенок так же снимает проблему.

Рисунки без людей – сложности в межличностных отношениях.

Кинетический рисунок семьи (когда все члены семьи, включая ребёнка, заняты каким-то делом) позволяет узнать мнение ребёнка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.

Если рисуется игра - это значит, что ребенок признает связь между членами семьи, взаимный интерес и одновременно соперничество за влияние в семье.

Ребёнок изображает себя играющим с кем-либо – хорошее отношение или сильное желание более близких отношений.

Предмет в игре, его положение по отношению к персонажам указывает на решающую роль этого персонажа. Если предмет лежит, не находится рядом, то энергия распределена равномерно. Если лежит возле ноги – то персонаж неадекватен в смысле соперничества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса. Эстетическое развитие личности начинаетс ...

Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
А.Газел, американский психолог писал: 13 лет – подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе. 14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен ...

Проведение психологической диагностики, коррекционной – развивающей работы и анализ полученных результатов
С целью проверки гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группе сверстников. В исследовании принимало участие 25 кружковцев 14-15 лет посещающих ЦТД и М "Эврика", г. Минска. Для удобства обработки результатов ка ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru