Восприятие человека человеком

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Восприятие человека человеком

Страница 1

Говоря о формировании образа врага в сознании человека, необходимо коснуться общих закономерностей формирования образа другого человека и самого себя.

На восприятие другого человека влияют несколько факторов: установка, профессиональная деятельность, возраст, самооценка, ситуация наличия или отсутствия конфликта между воспринимаемым и воспринимающим.

Установка подразумевает стереотипизацию, «стигматизацию» воспринимаемого объёкта. Основную роль в формировании подобной установки на восприятие играет мнение группы, к которой принадлежит воспринимающий и воздействие сторонних источников информации (СМИ).

Однако о степени влияния установки говорить однозначно нельзя. В своих исследованиях А.А.Бодалев[14] условно выделил три группы людей, на которых установка оказывала различное влияние. Первую группу людей составили люди, всецело подверженные власти сформированной установки, вне зависимости от качества установки (приписывались ли воспринимаемому положительные черты или отрицательные). Вторую группу составили испытуемые, на которых особое влияние установка не повлияла. В третью группу вошли лица, у которых отмечалась борьба установок, выражавшаяся в том, что воспринимаемому человеку давалась характеристика схожая с заданной в установке, но эта характеристика постоянно сопровождалась оговорками о неуверенности в однозначности своих описаний. Подобное разделение автор связывал с существованием разных типов высшей нервной деятельности с доминированием первой либо второй сигнальных систем.

Групповое мнение также подвержено влиянию возраста и профессиональной деятельности, которые влияют на формальность отношений в группе и степень подверженности конвенциональным нормам. В очень регламентированных (в военных коллективах, в сектах, среди пребывающих наказание осуждённых) коллективах распространены принуждение и насильственные формы наказания, которые являются факторами экстремальности, в определённой степени искажающим условия восприятия другого человека[15].

С возрастом проявляется более выраженное влияние индивидуального опыта общения на восприятие другого человека. У взрослых людей больше внимания уделяется мимической экспрессии, нежели типичной позе или особенностям внешности[16]. Индивидуальным опытом общения и особенностями личности связают способность к эмпатии. Ситуации вынужденного насилия, особенно ситуации насилия, совершаемого над мирным населением в условиях боевых действий, являются чрезвычайным фактором в формировании ПТСР.

Можно предположить, что с возрастом увеличивается способность к дифференциации моральных оценок от личностных и ситуационных. Лица с неадекватной самооценкой в силу тревожности, эгоцентризма, неуверенности в себе склонны к формированию искажённых представлений о другом человеке (лица с завышенной самооценкой склонны к «морализаторству»; с заниженной самооценкой - к подозрительному и недоброжелательному суждению о других). Лица с адекватной самооценкой склонны прибегать не к стереотипизации воспринимаемого человека, а категоризации, то есть выделению смысловых особенностей поведения, которые являются более постоянными[17]. При этом можно выделить глобальную адекватность (когда субъект сознательно отражает объект); парциальную (объект отражается в каком-то одном актуальном отношении) и интегральную (отражение объекта как иерархии качеств).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психологическая служба в дошкольном учреждении
Под психологическим сопровождением понимают метод обеспечивающий создание условий, для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Функционирование службы сопровождения осуществляется на основ ...

Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...

Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потом ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru