Восприятие человека человеком
Пребывание группы людей в экстремальных условиях сопровождается изменениями общения в социально-позитивных и социально-негативных направлениях[18], которые проявляются в личностном взаимодействии, либо в форме экспансии (у интерналов), либо в форме усиления опоры на других людей (экстерналы). В условиях затяжного влияния стрессогенного воздействия изменённое общение становится самостоятельным экстремальным фактором. При этом могут развиваться явления «полной душевной раскрытости» или «аутизации»[19]. При этом на восприятие другого человека оказывают сильное влияние эмоциональное состояние воспринимающего, который в момент восприятия не подвергается критике. Наблюдается сужение сознание и избирательная интерпретация действий окружающих.
В ситуации внутриличностного конфликта человек склонен проецировать на другого человека качества, свойственные себе самому и подавляемые.
Как мы видим, процесс формирования образа другого человека в сознании сложен, так как значительную роль в нём играют социальные влияния, которые практически невозможно отделить друг от друга. На основе анализа литературы я сделаю предположение, что ключевыми моментами, отличающими процесс формирования образа врага в сознании людей, участвующих или не задействованных в боевых действиях, будут:
1) насилие, особенно вынужденное;
2) непосредственная угроза жизни;
3) ориентация на установку, даваемую группой (так как «новички» скорее предпочтут прислушиваться к более опытным «ветеранам» в экстремальных условиях);
4) некритичность к своим действиям (в условиях аффекта).
Еще по теме:
Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвер ...
Психологическая природа самооценки, место
самооценки в структуре самосознания личности
Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно к ...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...