Развитие речи в филогенезе

Материалы » Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления » Развитие речи в филогенезе

Страница 2

Если же говорить об эволюции языка, то здесь невозможно обойтись без сравнительно анализа языка человека и животных с позиции лингвистики, проведенному Р.Футсом и Ч.Хоккетом на основе семи ключевых свойств (Таблица 1)

Таблица 1

Ключевый свойства языка

Танцы пчел

Брачное поведение колюшки

Забота о потомстве серебристой чайки

Крики гиббонов

Обученные шимпанзе

Язык человека

Двойственность

Нет (?)

Нет

Нет

Нет

Есть

Есть

Продуктивность

Есть

Нет

Нет

Нет

Есть

Есть

Произвольность

Слабая

Нет

Нет

Слабая

Есть

Большая

Взаимозаменяемость

Есть

Нет

Нет

Есть

Есть

есть

Специализация

Есть

Некоторая

?

Есть

Есть

Есть

Перемещаемость

есть

Нет

Нет

Нет

Есть

Есть

Преемственность

нет

Нет

Нет

Нет (?)

Есть

Есть

Наряду с общением человека, для анализа использовались коммуникационные системы пчелы, рыбы колюшки, серебристой чайки, гиббона и "обученных" шимпанзе. Эти животные были выбраны по двум причинам: во-первых, они демонстрируют разнообразие способов коммуникации, а во-вторых, их коммуникационные системы относительно хорошо изучены.

Когда пчела обнаруживает источник пыльцы, она возвращается в улей и танцем сообщает остальным пчелам о местоположении источника корма и его количестве. Самцы и самки колюшки сообщают о готовности приступить к размножению путем изменения своей окраски и форм тела. Птенцы серебристой чайки побуждают родителей кормить их, делая клюющие движения в направлении родительского клюва. В сообществе гиббонов существует система криков, оповещающих о различных опасностях и общих потребностях. Ч.Хоккет полагает, что в каждой из этих коммуникационных систем присутствует по меньшей мере одно из выделенных им ключевых свойств языка. Кратко рассмотрим эти свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Ча ...

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности
Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [6, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающи ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru