Физиологическая основа речи

Материалы » Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления » Физиологическая основа речи

Страница 1

Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла существенная перестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением слова человек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства, абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможным объективировать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей в материальную форму слов и тем самым создавать идеальные объекты мышления — понятия, а вместе с ними и с помощью их осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.

Речь – это то, что кардинально отличает человека от животного на всех уровнях – социальном, интеллектуальном, поведенческом и др. Несомненно, язык, как способ коммуникации существует среди высших животных, но речь – это язык в действии. И чтобы поддерживать и осуществлять такую сложную функцию как речь, эволюция изменила не только физиологию человека, но и психику. С переходом на языковую основу возможности мозга колоссально возрастают, речь стала наиболее эффективным средством коммуникации. Речь это также мощный объединяющий фактор социума – как на уровне индивидуальном уровне – возможность сделать своё «внутренне» частью мира другого человека, проявлять эмпатию, оказывать психотерапевтическое лечебное воздействие через вербальное общение, так и на уровне общества в целом – это и средства массовой информации как возможность коммуникаций по принципу «всех со всеми», регулирование общественных отношений через нормы права. Не одной из человеческий достижений невозможно было бы без общественной кооперации, а значит без возможности речевого общение – таким образом речь дает развитие не только отдельному человеку, но и всему человечеству на протяжении его истории и, конечно же, развивается вместе с ним – от примитивной до письменной. Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Именно возможность передачи информации с помощью речи лежит в основе социального гомеостаза и стала толчком развития науки, искусств, права и др. И.П.Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.

Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.

При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
К продуктивным видам деятельности относят: изобразительную деятельность и конструирование. В исследованиях детского рисунка В. Штерн отмечал – рисунок ребенка не изображение конкретно воспринимаемого предмета, ребенок изображает то, что ...

Организация и методы исследования
В связи с целью нашего исследования выявить личностные особенности студентов-медиков, объектом нашего исследования стала группа учащихся Гомельского государственного медицинского колледжа из 28 человек. Возраст в группе от 17 до 19 лет. Г ...

Зрительное предпочтение как показатель привязанности
Зрительное восприятие детей раннего возраста характеризуется избирательностью и предпочтением строго определенных стимулов. Его можно рассматривать как показатель привязанности у детей раннего возраста [11, с. 12]. Ребенок первых 2 ч жиз ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru