Физиологическая основа речи

Материалы » Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления » Физиологическая основа речи

Страница 2

Сложноорганизованной является и система называния предметов в устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга. Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами — необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющей всей активирующей системой мозга.

Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.

При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.

Показано участие в речевой деятельности глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.

Таким образом, структуры, отвечающие за осуществление человеком речевой деятельность находятся «везде и нигде» - то есть повреждение какой-либо из этих структур не дает возможность полностью осуществлять речевой процесс, но в таком случае верно и обратное предположение – если происходит развитие речи, то эти структуры тоже развиваются, а так как они отвечают не только за речь, то можно сделать вывод, что развитие речи ведет к развитию и других возможностей человека.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант, гениальность, одаренность
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполн ...

Выводы
воспитание семья подросток общение Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появляется, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстр ...

Основные концепции лидерства
Личностный подход (теория «черт лидерства») [4]. В 1920-х годах ученые пытались определить, какие характеристики или личностные особенности являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности лидерства как относительно ст ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru