Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков

Страница 2

Вряд ли можно назвать высокопрофессиональным психолога, пытающегося убедить в справедливости своих оценок, опережающего самого клиента в интерпретации изобразительных работ. Неуверенный жест, откладывание рисунка, изменение характера линий и т.д. - всё это может нести очень важный смысл, и мы должны быть крайне осторожны в использовании своих навыков интерпретации [8].

Мы склонны выискивать в работах клиентов свидетельства, подтверждающие наши диагностические предположения, основанные зачастую лишь на интуиции. Это означает, что мы можем игнорировать, или отрицать любые факты, противоречащие нашим предположениям. Нас должно, в первую очередь, интересовать то, что не согласуется с диагностической логикой и той истиной, которая лежит на поверхности.

Рисунок содержит, как правило, большее количество материала, чем то, которое сознательно вкладывает автор при его исполнении. Зачастую он содержит несколько смыслов, далеко не всегда видимых и понимаемых автором. Рисунок столь универсален, что в состоянии представить как субъективный взгляд автора, его интерпретацию, которая всегда социально «причесана», так и иную логику, в данный момент недоступную сознанию автора, но эмоционально значимую для него. Интерпретации рисунков их автором чаще всего подчинены логике сознания, хотя бывают случаи, когда авторы неохотно вступают в диалог с психологом, ссылаясь на то, что так «нарисовалось», «я давал волю руке» (согласно инструкции и тому подобное) Поэтому всегда есть возможность мотивировать автора новой для него информацией, скрывающейся до сих пор за приделами сознания. Хотя рисунок выполняется с участием сознания, он содержит компоненты отслеживающие логику бессознательного в структуре личности. Осознаваемое содержание рисунков, как правило, понятно индивиду, оно реально создано им, логика же бессознательного не доступна прямому наблюдению. Она имеет свою структуру и собственные законы функционирования, познать которые можно только при анализе целостного рисуночного материала, а не отдельных актов поведения, в которых сознательные и бессознательные аспекты психики имеют симультанное выражение.

Объективация и классификация таких глубинных внутриличностных феноменов как «психологическая защита», «эдипов комплекс» и так далее не столь важна по сравнению с пониманием их роли и значения в жизни человека, оказываемое ими влияние, а не редко и способность структурировать целые жизненные линии. Сложность работы с рисуночным материалом заключается в умении вычленить логику бессознательного, удержать проявившиеся в рисунке семантические пространства, найдя те символические и вербально-поведенческие характеристики, в которых она (логика) реализуется.

В процессе психодиагностики ситуация частично меняется благодаря образности, а, следовательно и многозначности представленного материала. Анализ рисунков оказывается продуктивным и в том случае, когда защитные тенденции личности ярко выражены или отсутствует способность вербализовать проблему. Вопрос нахождения взаимосвязей межу сознательным и неосознаваемыми аспектами психики принято считать наиболее важными. Это так, поскольку клиента интересует не «голая логика бессознательного («космическое послание»), а ее роль в жизнедеятельности конкретного человека, «сила влияния установок которые обуславливают поведение».

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru