Инновативные диспозиции личности, их структура и взаимосвязь

Материалы » Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям » Инновативные диспозиции личности, их структура и взаимосвязь

Страница 1

Для описания, объяснения, интерпретации поведения личности и группы в условиях различных изменений предлагается понятие инновативная диспозиционная система личности

или инновативная диспозиция

. Существо проблемы поведения и самочувствия личности и группы в условиях меняющегося мира состоит в том, что отношение личности к новому, к изменениям, к нововведениям в различных сферах жизнедеятельности, к жизненным кризисным событиям и ситуациям активно влияет на восприятие этого нового во всех вариациях и реальное участие в его осуществлении. Предполагается, что отношение личности к изменениям определяется в числе прочего иерархической диспозиционной системой, причем той ее составляющей, которую можно назвать инновативной диспозицией.

В этой части речь пойдет об инновативной диспозиции, по природе своей являющейся органической частью диспозиционной системы личности, а также позволяющей внести принципиальные дополнения к уже имеющимся данным о строении и функционировании такой личностной иерархии.

Инновативная диспозиция – это предрасположенность личности к изменениям и нововведениям. Это составляющая часть всей диспозиционной структуры личности. Надо полагать, что инновативная диспозиция имеет сложную иерархическую структуру, соответствующую принципам организации общей диспозиционной структуры личности.

Следует различать собственно нововведения как процесс целенаправленных изменений в достаточно ограниченном пространственно-временном интервале, управляемый и предметно вполне определенный. Наряду с этим можно говорить о социальных изменениях в существенно более широком смысле, то есть об относительно целенаправленных и не жестко регулируемых, протекающих в не вполне определенных рамках времени и «социального пространства», к тому же охватывающих достаточно большую область экономических, политических и социальных условий жизни людей. Это изменения глубокого социально-экономического и социально-культурного плана.

Исследуя инновативные диспозиции, мы должны, следовательно, в согласии с общей диспозиционной концепцией выделять обобщенную диспозицию в отношении позитивно-негативного отношения к изменению условий жизни и деятельности личности в достаточно широком диапазоне. Вместе с тем надо фиксировать диспозиции именно к нововведениям в более строгом понимании этого термина, то есть к планируемым модернизациям в относительно четко очерченных рамках по сферам деятельности, направленности самих нововведений etc.

Принципиальная схема инновативной диспозиции

Уровень

регуляции

Потребность (п)

и ситуация (с)

Диспозиция

Инновативная диспозиция

Высший

п. слияние с макросоциумом и самоактуализация;

с. устойчивый образ жизни, социокультурные условия.

Ценностные ориентации

Обобщенная диспозиция к изменениям

Средний

п. освоение деятельности в определенных сферах;

с. сфера деятельности.

Направленность интересов

Оценочные характеристики отношения к инновациям в различных сферах жизнедеятельности

Низший

п. включение в группу;

с. социальные требования среды.

Аттитюд

Конкретные инновационные установки

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвер ...

Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга
ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания. На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение е ...

Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организац ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru