Психологические причины страха
Наше восприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие рамки, шаблоны, фильтры, стереотипы восприятия, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас.
Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия психологи обозначают термином «установка» [16].
В очень многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, при зрелом размышлении и пристальном рассмотрении, оказывается, - сработала установка на восприятие.
И тогда препятствиями на нашем пути оказываются, как правило, неуверенность в своих силах, боязнь критики, отсутствие должной решимости.
В результате человек сплошь и рядом не берется за решение задачи на преодоление страха.
Страх стал для многих постоянным спутником, они уже не могут представить себе жизнь без страха. Самые частые известные внешние причины страха – неудача, бессмысленность, отрицание, война и одиночество. Но это лишь пусковые механизмы страха. Подлинные причины всегда заключаются в собственной личности, в подсознании, в древних психоаналитических "комплексах", мышлении, создающем ложные связи между событиями прошлого и принимающем их за основу бытия. Расширяется сознание в данной сфере – и страх обыкновенно исчезает.
- Опасность. Опасность может быть как прямая – группа хулиганов в подворотне, так и косвенная – ожидание любых негативных последствий для себя и своих близких.
- Неопределенность. Пожалуй, одна из наиболее распространенных причин возникновения страха, когда человек просто не знает чего ждать и это начинает его пугать.
- Внутренний диалог с самим собой. Тоже распространенная причина появления страха у человека. Вызвана склонностью человека драматизировать реальность и негативным настроем.
Рассмотрим эти причины более подробно
Страх опасности – это вполне нормальная реакция организма на внешний раздражитель, последствия влияния которого на организм могут оказаться губительными. В природе этот страх проявляется в виде своего рода ограничителя. Например, страх обжечься горящим огнем или порезаться острым лезвием – это адекватная реакция, поскольку данные действия представляют реальный риск и опасность для человека. Т.е. в данном случае, этот вид страха предназначен, в первую очередь, для того чтобы организм не разрушил сам себя. Сюда же относится и страх боли, т.к. бессознательно наш организм понимает что боль – это повреждения в том или ином виде. Поэтому он старается нас оградить от боли, путем появления страха, следовательно обезопасив себя от саморазрушения. А вот, например, страх высоты – страх организма перед падением, полезен лишь в случае наличия реальной опасности
Страх неопределенности. Сложно сказать, в какой именно момент нашего развития у нас возникает страх неопределенности. Наиболее вероятно – что он появляется у нас в раннем возрасте исключительно благодаря среде нашего обитания, а именно – семье, и другим социальным институтам, таким как школа и детский сад. В отличие от страха опасности, который является естественным страхом, страх неопределенности – это страх искусственный, страх, не имеющий функции защиты организма. Этот страх имеет лишь одну функцию – сохранение статики в жизни. Иными словами – если страх опасности ограждает нас от разрушений, страх неопределенности ограждает нас от перемен, в любых отношениях. С одной стороны, он не позволяет нам принимать решений, приводящих к ухудшению нашего положения в обществе или семье. С другой же стороны, он является негативным фактором, поскольку является помехой на пути личностного развития.
Страх действовать.
Действие может породить последствия. И страх действовать – это естественный инстинктивный страх перед негативными последствиями, которые могут возникнуть в результате действия. Мы можем действовать, но если наше действие явилось результатом размышлений, это означает, что мы не вышли в действие спонтанно.
Истинное действие – это спонтанность, это тотальный отклик, когда мы отвечаем на ситуацию, не опираясь на ум, всей своей тотальностью. Тогда это действие является истинным, оно немедленно завершается, не оставляя в нас психологических следов, что говорит о нашей невинности в жизни.
Еще по теме:
Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств
внимания в детском возрасте
Внимание
– это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание
– это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств ...
Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...
Проявление темперамента у детей дошкольного
возраста
В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологи ...