Заключение

Материалы » Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях » Заключение

Страница 2

· индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

· психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

· социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

· личностный фактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности.

· социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Немало важное значение имеет профилактика делинквентного поведения, которая, в свою очередь, должна коснуться всех значимых сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Итак, проблема формирования адекватной самооценки, умения устанавливать межличностные отношения среди подростков с делинквентным поведением, особенно в раннем подростков возрасте, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Большинство подростков имеет заниженный уровень самооценки, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с делинквентным поведением.

Подростки с делинквентным поведением могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть положительными лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности таких подростков является и то, что у других появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к сверстникам, людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению.

Рост делинквентного поведения среди подростков является индикатором, отражающим криминогенный эффект трансформационных изменений, происходящих в обществе, причем наблюдается тенденция омоложения подростковой делинквентности, возрастают агрессия, жестокость со стороны подростков, отсутствие чувства сострадания. Особенностью подростковой делинквентности является то, что грани между "обычной" девиацией и делинквентным поведением размыты в силу правового статуса подростка. Таким образом, подростковую делинквентность можно определить как отдельный поступок или систему поступков, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных норм, в том числе уголовно-правовых.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем делинквентное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Семья как важнейший институт социализации ребенка
Социализация – это вхождение ребёнка в общество и приобретение ребёнком индивидуальных навыков. Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он прот ...

Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что име ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru