Понятие ответственности в психологической науке

Материалы » Психологические особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте » Понятие ответственности в психологической науке

Страница 5

В.И.Селиванов все методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам. К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения. Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения. К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение. К четвёртой группе методов В.И. Селиванов относит методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания.

Итак, следует помнить, что названные методы и приёмы носят чисто инструментальный характер. Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом. К.Муздыбаев подчёркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей.

Обобщая вышесказанное, можно отметить многогранность и многоаспектность в направлениях исследования ответственности: от вопросов воспитания и рассмотрения поведения в отдельных жизненных ситуациях до попыток ее объяснения посредством раскрытия отдельных сторон.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Этапы развития изобразительных способностей
В начале ХХ века биогенетический закон Э. Геккеля (Онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза) становится общепринятой концепцией в понимании проблем детской и педагогической психологии. Изобразительная деятельно ...

Личность Зигмунда Фрейда, его философия и основные теории
Говоря о трудах Фрейда, необходимо учитывать и ту среду обитания, в которой он рос, получал базовые знания и определенные манеры, воспитывался и формировался как личность. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru