Психологические особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте
Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Часты случаи, когда у учащихся на хватает волевых качеств, таких как, выдержки и ответственности, по этому им бывает не легко заниматься на уроке в течении сорока минут. Здесь и возникает проблема гиперактивного поведения, отвлечения на игры и общение с одноклассниками. С каждым годом требования, предъявляемые ученику со стороны школы, возрастают.
Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности за все, что он делает, за все, что должен сделать. Уже в младшем школьном возрасте ребенок должен четко дифференцировать такие понятия как «хочу» и «должен». Учащимся младших классов еще довольно трудно это делать, так как у них нет ни жизненного опыта, ни ситуаций, в которых «хочу» и «должен» вступали бы яростный конфликт. До того времени, когда ребенок пошел в школу, за него все решали родители, ответственность как бы переносилась с личности ребенка на личность родителя. И только в школе потребность в самоконтроле, ответственности и силе воли становится перед ребенком, и он, в свою очередь, должен поступать и вести себя, как того требуют обстоятельства, он должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и контролировать. Для ребенка, только что поступившего в школу, это очень трудно, и эта трудность, скорее, основана на непривычке нести ответственность и непонимании надобности этой ответственности, нежели на нехотении быть ответственным.
Актуальность нашего исследования объясняется тем, что изучение именно формирования ответственности младшего школьника, мало изучаемая сторона волевых качеств у детей в младшем школьном возрасте. Получив данные о том, как развита ответственность у детей в этом возрасте, эта информация на наш взгляд будет полезна как учителям, так и родителям. А так же можно будет на практике применять данные знания родителям, что бы способствовали развитию и закреплению ответственности у своих детей, а учителям, что бы более реалистично подходили к выдачи домашних заданий, поручений для детей и так же вместе с родителями развивали и закрепляли процесс формирования ответственности у младших школьников.
Учителя и родители нередко требуют от ребенка прилежания и ответственности, не проявляя достаточной заботы о формировании этих качеств. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.
- Понятие ответственности в психологической науке
- Особенности развития морально-нравственной и эмоционально волевой сфер личности в младшем школьном возрасте
- Заключение
Еще по теме:
Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека
Изучение темперамента имеет сложную и противоречивую историю. Несмотря на то, что темперамент – одно из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строго ...
Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в шко ...
Анализ интеллектуального развития Д.Векслера
Давид Векслер [8] сделал весьма значимый шаг в анализе развития интеллекта. Он начал рассматривать его со стороны структурного образования. Интеллект он обозначал, как способность действовать целенаправленно, эффективно осуществлять взаим ...