Понятие ответственности в психологической науке

Материалы » Психологические особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте » Понятие ответственности в психологической науке

Страница 1

ответственность младший школьник

Ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни [13].

В психологии, преимущественно западной, ответственность изучалась не как целостное явление, а в отдельных ее формах проявления или аспектах, операционализируемых в тестах или экспериментальных схемах. Одной из таких частных форм ответственности является социальная ответственность — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности. В рамках исследований принятия человеком на себя ответственности за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (например, оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан и исследован феномен так наз. «диффузии ответственности» — резкого снижения вероятности осуществления необходимых действий, если в ситуации присутствуют и другие люди, в прямой зависимости от их числа. Другой стороной ответственности является локус контроля — склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом, либо во внешних факторах. Довольно обширное поле исследований посвящено атрибуции ответственности — приписыванию тем или иным факторам ответственности за исход разных событий. Понятие атрибуции ответственности близко понятию локуса контроля, но, в отличие от него, относится не столько к собственным действиям, сколько к действиям других людей, оцениваемых с позиции внешнего наблюдателя. Различие этих двух перспектив наглядно проявляется в экспериментально выявленной так называемой «фундаментальной ошибке атрибуции»: причины своих поступков люди больше склонны приписывать особенностям ситуации, а причины поступков других людей их личным особенностям. Наиболее многосторонне и целостно феномен ответственности рассматривается в экзистенциальной психологии, в частности, в работах В. Франкла, который рассматривает ответственность как один из «экзистенциалов» человеческого существования, наряду со свободой и духовностью. В многоуровневой модели личностной саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) ответственность рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелой личности, опосредованная ценностными ориентирами.

Одной из наиболее разрабатываемых проблем ответственности является проблема воспитания ответственности, если понимать ответственность как морально-волевого и нравственного компонент личности ребёнка, то мне хотелось бы отметить точку зрения Н.М. Трофимовой. В настоящее время общество, а в его числе и дети, живут во времена переоценки морально-нравственных ценностей, это непосредственно влияет на сознание современной молодежи, в том числе и младшего школьного возраста. Повышение уровня нравственно-моральной основы младших школьников требуют специальной работы. Первое впечатление и представление о нормах морали и нравственности, в их числе и ответственности, ребёнок получает в семье, а так же из средств массовый информации. Их влияние может быть как позитивным, так и негативным. Оно формирует способы, формы и нормы взаимодействия ребёнка с социумом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Умственное развитие дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредо ...

Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru