Особенности развития в подростковом возрасте
Однако это представление постепенно расшатывалось, так как опровергалось фактами новых исследований и практикой воспитания подростков. Психологи пришли к выводу о зависимости существенных особенностей подростка от социальных условий. Л. С. Выготский полагал, что «кризис» этого возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса». [12; с. 81]
Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка.
Одни исследователи причину этого кризиса ассоциировали только с биологическими влияниями полового созревания, считая кризисные явления мало связанным с особенностями воспитания. Однако большинство психологов основную причину столь бурных поведенческих проявлений усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя «детские» формы взаимоотношений с подростком в ответ на формирующееся «чувство взрослости» подростка. Подросток стремится быть взрослым и совершать «взрослые поступки», хотя в социально-психологическом плане он к этому еще не готов. [32; с. 105]
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная американским психологом Э. Эриксоном. В его понимании взросление рассматривается как «нормативный кризис идентичности», поворотная точка развития личности. В период такого кризиса в равной мере обостряется как личностная уязвимость, так и возможности для нового витка личностного роста. Личность как бы оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями: одна ведет к позитивному, а другая — к негативному его направлениями. Симптомы кризиса в норме полностью исчезают, но в случае преобладания негативных явлений они закрепляются, став характерологическими особенностями личности. [2; с. 54]
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который в свое время находит выражение в стиле мышления.
Еще по теме:
Половой вопрос и трудные дети
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах.
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
Эрих Фромм. Искусство любить
Эта книга не дает инструкций в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетво ...
Адаптация инвалидов
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптив ...