Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника

Материалы » Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста » Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника

Метод наблюдения является наиболее приемлемым для изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного ребенка. Выделяют три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И.П. Павлов): сильный, неуравновешенный, подвижный - "безудержный" тип; сильный, уравновешенный, подвижный - "живой" тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный - "спокойный" тип; "слабый" тип. [9, с.88]

Эти свойства нервной системы, составляющие физиологическую основу темперамента, проявляются в повседневном поведении человека.

Изучить индивидуально-типологические особенности дошкольников нам помогла программа, использованная в исследовании Л.И. Уманского [Приложение А].

Анализ исследования индивидуально-типологических особенностей. Мирослава Е, 4 года

В результате исследования мы установили, что Мирослава общительная, располагает к себе окружающих, легко входит в новую обстановку и в новую деятельность, имеет много товарищей, но редко доводит начатое до конца, быстро реагирует на все новое в окружающей среде, легко и быстро вырабатывает и изменяет жизненные стереотипы (привычки, навыки). Мирослава быстро засыпает, сон спокойный, крепкий. Мирослава покладиста, с легкостью подчиняется и с такой же легкостью берет на себя руководство. Для нее характерно непостоянство интересов. Однако ее жизнерадостность и коммуникабельность делают ее любимицей коллектива. На основании этих показателей мы сделали вывод, что темперамент Мирославы относится к сангвиническому типу.

Даша Г, 4 года

Даша очень настойчива в достижении цели. Она достаточно долго пытается добиться успеха, не сдается, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию. Речь очень громкая, разбивчивая, быстрая, сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Она легковозбудимая, очень энергична, импульсивна, задириста, часто конфликтует из-за игрушек, склонна к смене настроения, очень любит подвижные игры, стремится выполнять в них главные роли, стремится к лидерству, руководству. Переживания очень сильны, ярко выражены. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывает у нее чувство протеста. Долго засыпает, но быстро просыпается. Проанализировав поведение Даши, мы пришли к выводу, что у нее холерический тип темперамента.

Никита Ф, 3,5 года

Никита обычно спокоен, сдержан, малоподвижен. Часто длительное время находится в молчаливом, неподвижном состоянии. Однако нет признаков вялости и равнодушия. Наоборот, он всем интересуется, живо реагирует на окружающее, но без всякой внешне проявленной эмоциональности. Для него характерна серьезность и спокойствие. Он редко плачет, не требует к себе особого внимания, засыпает быстро, сон крепкий, медленно просыпается. Никита инертен, его трудно вывести из себя, говорит и смеется он негромко. В привычной для него обстановке без принуждения выполняет правила поведения, исполняет данные ему поручения, очень старателен, аккуратен в выполнении работы, старателен. Не склонен к частой смене настроений. В результате исследования мы выявили, что Никита обладает флегматическим типом темперамента.

Саша М, 4 года

Саша отличается повышенной ранимостью, замкнутостью и чувствительностью. Он не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивый и открытый. Он играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других. Неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор, теряется в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Саша не включается в разговор, не демонстрирует свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Он быстро устает от шума, от новых людей, от замечаний. Внимание его неустойчивое, ему трудно сосредоточиться и распределить внимание. Саша обладает меланхолическим типом темперамента.

Еще по теме:

Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма ...

Классификация детских игр
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буква ...

Смысл учения для старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru