Особенности развития в подростковом возрасте

Материалы » Особенности эмоциональной сферы подростков с патологией поведения и аномалиями развития личности » Особенности развития в подростковом возрасте

Страница 1

Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 19 — начала 20 века анализируются сложные механизмы перцептивных, мнестических и интеллектуальных процессов у детей и подростков (Селли, Трошин, Гезелл и др.).Согласно концепциям того периода, психические свойства индивида детерминированы изнутри самой природой человека. Для них характерна биологическая ориентация в объяснении явлений онтогенеза психики, тенденция сводить формирование психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата психики.

Под онтогенезом в психологии понимается «формирование основных структур психики индивида в течении детства и отрочества» [26; с.9]

Существенное значение в критике биологизаторского подхода к развитию психики человека в тот период имели теоретические положения Л.С.Выготского. Он отмечал, «элементарные функции ребенка» имеют натуральный, природно-наследственный характер. Позднее, опираясь на экспериментальные данные, Л.С.Выготский обосновал зависимость функций, возникающих даже на самых ранних этапах развития ребенка от социальной структуры. Положения Л.С.Выготского, который рассматривал понятие функциональных систем, а не развитие отдельных психических функций, легли в основу системного подхода изучения психики человека в отечественной психологии.

С.Л.Рубинштейн в своих работах обращает внимание на проблему зависимости развития психических процессов у ребенка от особенностей от особенности содержания и структуры его деятельности.

Б.Г.Ананьев в своих работах писал о том, что существенным является целостность индивидуального развития. Автор говорил о том, что в целостной природе человеческого развития не существует изолированных способностей функций и отдельных реакций на внешний стимул. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что реакция даже на отдельный стимул является системным механизмом поведения, зависит от комплекса внутренних условий, обобщенного жизненного опыта, мотивации и других факторов.

В отечественной психологии процесс психического развития индивида рассматривается как многоуровневый и многомерный.

На сегодняшний день существует множество классификаций возрастных периодов развития человека. Подростковый и юношеский период рассматривается в единстве и часто обозначается термином — подростковый возраст. При этом выделяется ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет). В отечественной психологии выделяется подростковый (до 14 лет) и юношеский (до 19 лет) возраст. Подростковый и юношеский возраст выделяется в границах от 11 до 19 лет.

На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются:

ñ переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей;

ñ расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками;

ñ происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.

Биологическими факторами психического развития являются:

ñ начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему;

ñ бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма. [2; с. 87]

Юношеское «Я» вначале еще неопределенно, расплывчато и нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, а также потребность в уединении. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости и непохожести на других часто приходит и чувство одиночества. Осознание своей непохожести на других хронологически и логически предшествует пониманию своей внутренней связи и единства с окружающими людьми. [1; с. 57]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Стили учения Р. и К. Даннов
Остался открытым вопрос о наилучших условиях этого развития и о перспективах их индивидуализации. Этот вопрос освящается в четвертом подходе анализа индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей. Стили учения можно рассматрива ...

Механизм перцептивной защиты
Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего сти ...

Типология акцентуаций характера
С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема – как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886г. В.М. Бехтерев упоминал о «переходных степен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru