Стимульный материал и методика исследования невербального общения

Материалы » Невербальное общение » Стимульный материал и методика исследования невербального общения

Страница 1

В качестве стимульного материала исследования были использованы черно-белые рисунки поз человека, выполненные Е. Горевой (см. рис. 2); именно оригинальная техника исполнения рисунков как нельзя лучше подходила для целей данного исследования. Во-первых, рисунки были выполнены в силуэтной графике, но значительно отличались от традиционных «палочных» фигур и позволяли воспринимать изображенных людей как реально действующих, не фиксируя при этом внимания на строении тела, одежде, временной отнесенности, национальности, половой принадлежности и т.п., что позволяло исключить эти факторы из восприятия данных поз или их влияние условно считать незначительным.

Во-вторых, каждый человек, изображенный на рисунке, заметно отличался от всех остальных (обладал своей индивидуальностью), но одновременно был похож на других – в первую очередь стилистикой экспрессии, что в целом объединяло изображенных на рисунках людей в одну общую группу под кодовым названием «Труппа лицедеев».

В-третьих, каждый рисунок представлял собой не просто какую-то одну отдельно взятую статическую позу, а отражал определенную фазу некоего события: на нем был изображен момент разворачивающегося невербального сообщения – поза человека в ее динамическом аспекте, со своей предысторией и последующим развитием. Именно присутствие в рисунках определенного контекста было особенно значимым для настоящего исследования. Специфика рисунков и заключалась в том, что каждый из них содержал несколько возможных вариантов прочтения.

Описание: Невербальное общениеРис. 2. Общее изображение поз человека при невербальном общении

В-четвертых, хотя главным опорным моментом при восприятии респондентами рисунков выступали позы, у каждого изображенного человека присутствовали и жесты, и мимика, и даже некоторые физиогномические приметы.

Все вышеперечисленные особенности подобранного стимульного материала позволяли максимально приблизить ситуацию восприятия рисунков респондентами к реальной ситуации взаимодействия людей в процессе невербального общения.

Итак, поза человека на каждом рисунке выступала некоторым условным «паралингвистическим текстом», но могла восприниматься респондентами неоднозначно, поскольку содержала в себе различные возможные варианты ее прочтения (толкования). Та или иная трактовка рисунка-позы зависела от психологических особенностей самого интерпретатора – его воображения, установок, наблюдательности, опыта, владения некоторыми социальными представлениями и фреймами, а также от его личностной и социальной идентичности, что в целом и составляет паралингвистический дискурс, который помогает человеку ориентироваться в ситуации и вступать в общение.

Стимульный материал исследования был подвергнут специальной экспертизе (экспертами выступали психологи, специалисты по невербальному общению, преподаватели и актеры студий театра пантомимы), были определены содержащиеся в рисунках ведущие стилистические маркеры, выражающиеся невербально и позволяющие воспринимающему определять соответствующие стратегии обработки паралингвистического дискурса. Содержащиеся в шестнадцати изображенных позах маркеры позволяли, по мнению экспертов, идентифицировать восемь эмоционально-экспрессивных состояний, каждое из которых имело по две дополнительные градации – активную и пассивную форму. По сути, это было ведущим принципом формирования стимульного материала: чтобы каждая из поз демонстрировала одно из таких состояний и в целом они охватывали широкий спектр эмоциональных проявлений. Приводим перечень этих состояний с указанием демонстрирующих их поз:

1) радость, чувство удовольствия, получаемые от ощущения превосходства над партнером (позы 1 и 2: первая – нескрываемое удовольствие от обмана, активная форма; вторая – скрытая ирония, пассивная форма);

2) напряженность, возбуждение, агрессивность (позы 3 и 4: первая – скрытая угроза; вторая – возбуждение, открытая угроза);

3) злоба, гнев (позы 5 и 6: первая – нескрываемое и неконтролируемое раздражение, активное негодование, попытка оскорбления; вторая – пассивное негодование, скрываемое раздражение);

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Гендерные различия
В литературе, посвященной теме гендера и гендерных различий, можно встретить две точки зрения на проблему. Согласно одной из них, мужчина и женщина – два совершенно разных полюса одного континуума. Отсюда образное выражение - «мужчины с М ...

Этапы и процедура исследования
1 этап. На первом этапе был проведен опрос экспертов (лидеров компаний, проработавших в ней не менее трех лет и имеющих высокие маркетинговые показатели) (Приложение:6). Опрос экспертов позволяет определить мотивационные свойства личност ...

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru