Методологические проблемы исследования невербального общения

Материалы » Невербальное общение » Методологические проблемы исследования невербального общения

Страница 2

Введение и исследование фреймов значительно изменило научные представления о коммуникативных процессах. Особенно это касается исследований понимания связного текста, но, безусловно, фреймовый анализ может быть успешно применен и в исследованиях по невербальному общению. Однако, если текст вербального сообщения разворачивается последовательно, то большинство невербальных «сообщений» осуществляются одновременно. Кроме того, тот или иной активированный фрейм ведет к жестко обусловленной, подчиненной определенному алгоритму интерпретации, что подчас и проявляется в ошибках и ограниченности подобной интерпретации в целом. В то же время люди, искушенные в языке тела, обладают большей пластичностью во взаимодействии с другими. Воспринимая невербальное «сообщение», особенно если ситуация неоднозначна, они стремятся избежать двусмысленности и достичь определенности в его интерпретации и понимании партнера. При этом они строят свои предварительные интерпретационные гипотезы (стратегии), которые могут изменяться на основе дополнительной информации и плавно переходить друг в друга. На успешность в невербальном общении оказывают влияние также и такие факторы, как личностная и социальная идентичность взаимодействующих, их психологические особенности – установки, воображение, наблюдательность, опытность, т.е. все то, что можно назвать особым паралингвистическим дискурсом.

Именно такой подход к исследованию языка тела соответствует духу современных научных представлений о процессе вербального общения. Понятие «дискурс» успешно разрабатывается в лингвистике. Терминологическое значение ему первыми придали Э. Бенвенист и З. Харрис, привлекавшие к описанию и пониманию текста социокультурную ситуацию. Дискурсивный анализ значительно развил Т. Ван Дейк, который предложил стратегическую модель обработки связного текста; при этом он подчеркивал, что стратегические процессы во многом противоположны процессам алгоритмическим. Вероятно, подобный стратегический анализ паралингвистического дискурса представляется перспективным для исследования процесса невербального общения. Именно в русле такого методологического приема было проведено исследование восприятия человека по фотографии и оценки его характера – процесса невербального общения с опорой на экспрессию лица. Анализ проявлений позно-тонической активности осуществлен с тех же позиций.

Главной целью проведенного исследования было проверить гипотезу о том, что процесс невербального общения протекает в соответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса.

При реализации этой цели решались следующие задачи:

- выявить с помощью экспертов и обычных респондентов основные стратегии обработки паралингвистического дискурса в процессе невербального общения – восприятия и толкования конкретных поз и пантомимики человека;

- определить стилистические маркеры каждой позы, позволяющие строить соответствующие им гипотезы обработки паралингвистического дискурса;

- определить фреймы, активируемые в этом процессе;

- провести содержательный анализ интерпретаций поз респондентами.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...

Виды неформальных групп
Гопники - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем говорится в их гимне: "Гоп - стоп, мы подошли из-за угла…" ...

Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии
Игра сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru