Проблема адаптации ребёнка к д/у

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблема адаптации ребёнка к д/у

Страница 1

С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. В условиях семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении Термин «адаптация»

означает «приспособление» к новой среде. Это универсальное свойство всего живого. Выделяют

Физиологическую адаптацию

- приспособление организма к изменяющимся условиям (среды обитания, температуры).

Психологическую адаптацию

- изменение требований окружающей среды к условиям, связанным с эмоциональным переживанием.

Социальную адаптацию

- связанную с приспособлением в социуме.

Необходимым компонентом жизнедеятельности человека является социальная адаптация. Она определяется как предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями. Существует несколько разных видов социально-психологической адаптации:

1. Нормальная

- процесс, который приводит к устойчивой адаптации личности без патологических изменений ее структуры.

Выделяют 2 вида

:

- защитная

- адаптация при активизации защитных механизмов нашей психики: агрессия, вытеснение .

- незащитная

- отсутствие защитных механизмов.

2. Девиантная

(отклоняющаяся от нормы) - адаптация, которая изменяет ситуацию или структуру той группы, в которую человек пришел.

З. Патологическая

- приводит к образованию ряда патологических комплексов в структуре личности.

Для ребенка характерна нормальная защитная адаптация. Нормальная А-я с точки зрения Тонковой – Ямпольской протекает в три фазы:

1фаза Острая

- сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит обычно к снижению веса ребенка, ОРВИ, нарушениям сна, аппетита, регрессу КГН. Длится 1месяц. Самая критическая фаза, предполагает 3 разные степени тяжести:

- легкая

– все сдвиги в соматическом и психическом статусе нормализуются в течение 10-15 дней. Такую А-ю считают абсолютно нормальной.

- средней тяжести

- все сдвиги в поведении и эмоц-м состоянии нормализуются в течении 20 – 30 дней. Возможны однократные заболевания в течение 7 -10 дней, протекающие без осложнений.

- тяжелая степень

- сопровождается частыми повторными заболеваниями, обычно респираторными, с осложнениями: отиты, бронхиты, отстает в весе, нервно-психическом развитии. Возможно формирование предневротического состояния. В этот период наблюдается ряд защитных механизмов, имеющих позитивное значение, поэтому ругать ребенка нельзя:

- Двигательное возбуждение и напряжение

(суетливость, изменение двигательной активности)

-Агрессия

(кусается, щипается и т.д.);

- Безразличие и апатия

(страдает тихо в себе);

- Психическая регрессия

- т.е отказ от сформировавшихся навыков, возникают речевые трудности;.

-Активность воображения

- проявляется по-разному, чаще всего безразличие и апатия, боязнь спать одному;

- Стереотипия

– повторяющиеся немотивированные действия, вербальные (речевые) и невербальные (действия).

2

фаза Подострая

– хар- ся адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, но на фоне замедленного психического и физического развития. Продолжается эта фаза от 3 до 5 месяцев.

3фаза Азокомпенсации

– хар-ся убыстрением темпа развития, благодаря которому только к концу года пребывания ребенка в д\с преодолевается задержка в психическом и физическом состоянии.

Объективные и субъективные причины

Объективные

причины независящие от ребенка:

1. Физиологическая

- заключается в том, что у ребенка слабая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

2. Психологическая

– эмоциональное реагирование ребенка существует на уровне физиологических стереотипов.

Субъективные причины

(индивидуальные):

1. Неправильно

выбранный возраст помещения ребенка в ДОУ. Все дети пришедшие в д\с до 3х лет относятся к группе риска. Связано с тем, что у ребенка до 3х лет нет потребности в общении со сверстниками, потому что эти дети ориентированы на общение с близкими, а потребность в общении со сверстниками возникает к 5ти годам жизни.

Период благоприятной адаптации с 1г8м до2,5 лет. С2,5 до 3х лет также нежелательно – кризис 3х лет.

2. Медицинский анамнез

– дети, имеющие в анамнезе нарушения должны быть в поле зрения психолога.

3. Социально–психологический

. Дети из многодетных семей адаптируются легче, а также дети, которых закаливали.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Основные этапы развития общения
В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них: 1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией. 2. В возрасте до года, ...

Кинесические средства общения
Наиболее значимые – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взг ...

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности
Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно к ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru