Проблема адаптации ребёнка к д/у

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблема адаптации ребёнка к д/у

Страница 1

С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. В условиях семьи у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении Термин «адаптация»

означает «приспособление» к новой среде. Это универсальное свойство всего живого. Выделяют

Физиологическую адаптацию

- приспособление организма к изменяющимся условиям (среды обитания, температуры).

Психологическую адаптацию

- изменение требований окружающей среды к условиям, связанным с эмоциональным переживанием.

Социальную адаптацию

- связанную с приспособлением в социуме.

Необходимым компонентом жизнедеятельности человека является социальная адаптация. Она определяется как предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями. Существует несколько разных видов социально-психологической адаптации:

1. Нормальная

- процесс, который приводит к устойчивой адаптации личности без патологических изменений ее структуры.

Выделяют 2 вида

:

- защитная

- адаптация при активизации защитных механизмов нашей психики: агрессия, вытеснение .

- незащитная

- отсутствие защитных механизмов.

2. Девиантная

(отклоняющаяся от нормы) - адаптация, которая изменяет ситуацию или структуру той группы, в которую человек пришел.

З. Патологическая

- приводит к образованию ряда патологических комплексов в структуре личности.

Для ребенка характерна нормальная защитная адаптация. Нормальная А-я с точки зрения Тонковой – Ямпольской протекает в три фазы:

1фаза Острая

- сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит обычно к снижению веса ребенка, ОРВИ, нарушениям сна, аппетита, регрессу КГН. Длится 1месяц. Самая критическая фаза, предполагает 3 разные степени тяжести:

- легкая

– все сдвиги в соматическом и психическом статусе нормализуются в течение 10-15 дней. Такую А-ю считают абсолютно нормальной.

- средней тяжести

- все сдвиги в поведении и эмоц-м состоянии нормализуются в течении 20 – 30 дней. Возможны однократные заболевания в течение 7 -10 дней, протекающие без осложнений.

- тяжелая степень

- сопровождается частыми повторными заболеваниями, обычно респираторными, с осложнениями: отиты, бронхиты, отстает в весе, нервно-психическом развитии. Возможно формирование предневротического состояния. В этот период наблюдается ряд защитных механизмов, имеющих позитивное значение, поэтому ругать ребенка нельзя:

- Двигательное возбуждение и напряжение

(суетливость, изменение двигательной активности)

-Агрессия

(кусается, щипается и т.д.);

- Безразличие и апатия

(страдает тихо в себе);

- Психическая регрессия

- т.е отказ от сформировавшихся навыков, возникают речевые трудности;.

-Активность воображения

- проявляется по-разному, чаще всего безразличие и апатия, боязнь спать одному;

- Стереотипия

– повторяющиеся немотивированные действия, вербальные (речевые) и невербальные (действия).

2

фаза Подострая

– хар- ся адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, но на фоне замедленного психического и физического развития. Продолжается эта фаза от 3 до 5 месяцев.

3фаза Азокомпенсации

– хар-ся убыстрением темпа развития, благодаря которому только к концу года пребывания ребенка в д\с преодолевается задержка в психическом и физическом состоянии.

Объективные и субъективные причины

Объективные

причины независящие от ребенка:

1. Физиологическая

- заключается в том, что у ребенка слабая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

2. Психологическая

– эмоциональное реагирование ребенка существует на уровне физиологических стереотипов.

Субъективные причины

(индивидуальные):

1. Неправильно

выбранный возраст помещения ребенка в ДОУ. Все дети пришедшие в д\с до 3х лет относятся к группе риска. Связано с тем, что у ребенка до 3х лет нет потребности в общении со сверстниками, потому что эти дети ориентированы на общение с близкими, а потребность в общении со сверстниками возникает к 5ти годам жизни.

Период благоприятной адаптации с 1г8м до2,5 лет. С2,5 до 3х лет также нежелательно – кризис 3х лет.

2. Медицинский анамнез

– дети, имеющие в анамнезе нарушения должны быть в поле зрения психолога.

3. Социально–психологический

. Дети из многодетных семей адаптируются легче, а также дети, которых закаливали.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Умственное развитие дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредо ...

Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст. По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...

Влияние развода родителей на подростков
Реакция подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них - шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины се ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru