Онтогенез темперамента и роль воспитания
Характеристики темперамента не столько окрашивают поведение, как задают границы. Они оберегают организм от чрезмерно большого или малого расходование энергии. Индивид предъявляя себя среде (и социуму), демонстрирует свои энергетические и динамические возможности, адекватные требованиям среды, что является залогом успешной адаптации его к этой среде. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента.[16, 59; 3, 151]
Однако значительно изменить темперамент невозможно даже в условиях хорошей адаптации, т.к. он обусловлен индивидуальными особенностями биологической, физиологической, нервной, гормональной и прочими системами, его можно изменить в пределах определённых границ [54, 58; 41, 89]
Таким образом, можно сказать, что наследственность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, но наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте. Он является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды. Темперамент подобно всем свойствам организма подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения. Развитие темперамента происходит по двум направлениям: биологическое возрастное развитие и как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учёба, труд .). Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между психобиологическими особенностями индивида и окружающей его среды, т. е. индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента. Однако значительно изменить темперамент невозможно, только в пределах определённых границ.
Еще по теме:
Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...
Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений ...
Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...