Проблема самоактуализации личности в гуманистической психологии

Материалы » Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога » Проблема самоактуализации личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х годов ХХ века, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и , с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов под руководством А. Маслоу, уже в 60-е годы приобрела большой вес и получила название “третьей силы” в западной психологии [29].

Гуманистическая психология, надеясь под влиянием экзистенциальной философии, в качестве предмета изучения выдвигает человека как единого целого, в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализацию личности, ее высшие ценности и смысл, любовь, творчество, свободу, ответственность, автономию, переживания мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.п. [30].

Представители гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиальную иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философский традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философия Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах [26]. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй [36].

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюллер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценной функционирующей личности.

Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, самосозидании своего “феноменального мира” [23].

“Самоактуализация” является одним из основных понятий гуманистической психологии и широко трактуется представителями данного направления.

Еще по теме:

Производственный инфразвук нашего повседневного окружения
Природные источники мощного инфразвука - ураганы, извержения вулканов, электрические разряды и резкие колебания давления в атмосфере, быть может, не столь уж часто докучают человеку. Но в этой вредной области инфразвука человек быстро дог ...

Анализ рисунков умственно отсталых детей
Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умст ...

Общая характеристика способностей человека
В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубево ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru