Общение со сверстником и его роль в построении образа Я

Материалы » Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка » Общение со сверстником и его роль в построении образа Я

Страница 2

Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т. п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Общение сосредотачивает внимание человека на партнере и на его отношении к себе, поэтому новые сведения, касающиеся человека, здесь стоят в центре его активности и воспринимаются с максимальной остротой. Множество эпизодов общения прямо нацелены на то, чтобы вновь обсудить, уточнить представление человека о себе, оценить отдельные факты достижений и поражений. Благодаря совместному обсуждению человек может наилучшим образом обобщить и осознать представление о себе.

Не менее значимую роль играет общение со сверстником и в процессе становления гендерной идентичности. Происходящая в этот период в связи с половым созреванием кардинальная перестройка организма актуализирует вопрос о половой идентичности; образ себя как существа определенного пола не только претерпевает значительные качественные метаморфозы, он как бы «строится» заново.

Выбор полоролевой позиции в этот период уже не сводится к одним лишь идентификационным процессам. Именно здесь гендерная социализация становится самоопределением, для которого необходим адекватный образ «Я». Однако, как отмечает И.С. Кон, образ «Я» подростка расплывчат, диффузен, нарушен половым созреванием. К этому времени семья перестает быть решающим фактором в формировании гендерной идентичности: она перестает быть главной точкой отсчета образа «Я» становящейся личности, источником ценностей и норм, авторитетом в решении множества вопросов, в частности – вопросов, связанных с полом. Откуда тогда берется ресурс для гендерного самоопределения?

Именно сверстники являются той группой, в которой подросток видит ресурс для выстраивания собственной идентичности; здесь он черпает нормы и эталоны для подражания и оценивания себя и других. Группа сверстников предоставляет подростку возможность утверждения собственной гендерной идентичности, на основе которой выбирается определенная социальная роль; в общении со сверстниками происходит отработка и уточнение поведения в соответствии с этой ролью.

Одной из важнейших функций группы сверстников является предоставление подростку гендерных норм, ценностей, представлений о том, каким должен быть человек того или иного пола, эталонов маскулинности-фемининности. С этими представлениями подросток соотносит собственное поведение; это – мерка, по которой он судит других [32].

Подростки среднего школьного возраста заново осмысляют и оценивают собственную половую идентичность именно в группе сверстников своего пола. По мнению И.С. Кона, «группа сверстников для подростка – это зеркало, благодаря которому устанавливается соответствие внешнего облика и поведения представлению о том, какими должны быть мужчина и женщина». Именно группа сверстников задает критерии для эталона мужественности-женственности.

Таким образом, общение со сверстниками в подростковом возрасте приобретает совершенно исключительную значимость. Поиск определений и определенности границ Я происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит прежде всего через общение с другими. Мнения других являются важнейшим строительным материалом образа Я, это делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений. Это и интимно-личностные отношения, составляющие, по мысли Д. Б. Эльконина, ведущую деятельность подростков, и более широкие социальные отношения, определяющие смысл существования всей возрастной когорты. От того, как и насколько явно представлены подросткам глобальные цели и задачи возрастного развития, задаваемые широкими социальными ожиданиями, во многом зависит "нормальность" взросления.

Однако, конечно же, не все сверстники оказывают одинаковое влияние на становление образа Я подростка. И в этом смысле, необходимо разграничивать прежде всего близкие и далекие отношения.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru