Образ как продукт психики

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Образ как продукт психики

Страница 1

Явления психической реальности давно интересовали человечество от самых обычных людей до гениальных исследователей жизни. Объяснять очевидные, данные в непосредственном опыте вещи, продукты психической реальности, пытались философы, мистики и учёные. Для разрешения вечных загадок использовались концепции души как функции тела, учение о симулякрах и другие. Охватить весь спектр представлений о механизмах восприятия сложно, поэтому стоит остановиться на основных идеях.

Экспериментальные исследования внутреннего опыта начали структуралисты в лаборатории Вундта, используя метод интроспекции. Они обнаружили, что описание испытуемыми явлений сознания, образов, выглядело как описание внешних объектов. Процессы возникновения образов неуловимы для сознания, а попытки всё-таки проследить эти процессы изменяют сами процессы восприятия и образы. Кроме того, В.Вундт изобрёл тахистоскоп, на основе которого было установлено, что время реакции на предъявляемую информацию зависит от исходной установки испытуемого, и что из двух одновременно предъявляемых образов один обязательно будет восприниматься прежде другого. Он же высказал догадку о «творческом синтезе», в ходе которого отдельные сенсорные элементы складываются в отдельные образы, а отдельные образы в единое целое, назвав это апперцепцией[1].

Затем психофизиками были предприняты попытки описания психической реальности как логарифмической функции физического мира. Так появился закон Вебера-Фехнера. По мнению представителей этой школы, психическим явлениям соответствуют какие-то определённые события и параметры физического мира (так разные цвета воспринимаются человеком в разных диапазонах длин волн, а звук воспринимается по-разному в соответствии с его физическими параметрами). Психофизики экспериментально обнаружили влияние неосознанной информации на содержание сознания (бессознательные умозаключения Гельмгольца, сбережённые знаки Эббингауза), но объяснить их природу не смогли, так как психическая реальность всё же существует по иным законом, нежели физическая, а потому к последней не сводима.

Не могли обойти стороной психику и физиологи. Именно с величайших физиологов началась отечественная психология. Открытие процессов торможения в центральной нервной системе И.М.Сеченовым изменило воззрение на рефлекторную деятельность человека. В своих работах «Рефлексы головного мозга» и «Кому и как разрабатывать психологию»[2] он пишет о том, что психическая деятельность человека есть деятельность не выраженная во внешних действиях, а это означает, что возбуждение определённых «чувственных снарядов» может стимулировать не только моторные центры («возбуждать двигательные снаряды тела»), но и тормозные. Таким образом, если движению в нервной системе соответствовали нервные процессы возбуждения, то психической деятельности - процессы торможения.

И.П.Павлов развивал эту концепцию[3], разработав учение об условных рефлексах, что, по его мнению, позволило говорить об информационных возможностях животных, которым недоступен словесный отчёт. Выяснилось, что один и тот же стимул имеет разное значение для организма, в зависимости от подкрепления реакции на этот стимул. Так появились попытки научного описания субъективного опыта, где образ понимался как регуляторный компонент рефлексов, функция которого состоит в отражении отношений между воспринимающим субъектом и воспринимаемым объектом[4].

Н.А.Бернштейн при описании высших уровней построения движений выделял роль премоторной коры и образа совершаемого действия в сознании человека. Более того, движения на этих уровнях определялись не физиологическими детерминантами, а психологическими – смыслами[5].

После такой глубокой разработки проблем взаимодействия организма со средой попытки однозначной физиологической трактовки психической деятельности были оставлены и была создана концепция функциональной системы, где психическая жизнь рассматривалась в контексте взаимодействия разных информационных блоков центральной нервной системы.

Психоаналитическое движение поставило вопрос об образе совершенно иначе, отведя ему очень значительную символическую роль. Образ, по представлению сторонников психоаналитической школы, даёт ключ к разгадке не только взаимодействия воспринимающего со средой здесь и сейчас, но и вскрывает психодинамический аспект личности, позволяет говорить о мотивах личности и об истории её развития. К.Г.Юнг, на основе учения о коллективном бессознательном, предлагал интересную идею о трёх уровнях образа: след, знак и символ. Эта идея широко распространена в религиозных учениях.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы ...

Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств» было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения гла ...

Социальный статус семьи и её основные функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru