Заключение

Материалы » Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка » Заключение

Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов.

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма.

Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм, однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода).

Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологизации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для реализации самой генетической программы; 3) игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения в развитии.

Критиками теории рекапитуляции в зарубежной психологии, в первую очередь, стали сторонники эмпиризма. Они указывали, что поведение, привычки, склонности ребенка формируются в результате научения.

Критика теории рекапитуляции в отечественной психологии дана в работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.

Критика теорий созревания основывается на следующих тезисах. Во-первых, уровень развития современной науки, в частности нейропсихологии, убедительно доказывает, что все психические функции имеют сложное системное строение и, соответственно, не точечную, а системную локализацию. Во-вторых, морфологические системы, ответственные за высшие психические функции — мышление, память, внимание, речь, восприятие, — формируются прижизненно в ходе развития деятельности человека как «функциональные органы».

Таким образом, все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка с взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца.

Еще по теме:

Роль спортивного психолога в психологическом обеспечении
В рамках предлагаемой системы психологического обеспечения практический психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления и проблемы. К основным проблема отнесем: разработка и ...

Модель Сэловея и Мэйера
Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 ...

Факторные модели интеллекта. Характеристика интеллекта по Л. Терстоуну
Также как и Давид Векслер, Луис Терстоун [6] выступал за то, что существуют разные группы способностей. Поэтому дети, которые имеют высокие показатели развития одних способностей, одновременно могут иметь очень низкие показатели развития ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru