Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка

Материалы » Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка

В течение длительного времени делается попытка понять, что в личности определяется наследственностью, а что формируется под влиянием среды и индивидуального жизненного опыта. Эта проблема выступает в психологии как поиск соотношения в личности биологического и социального. Позиции по этому поводу у представителей различных групп полярны. Каждая из них пытается найти веские аргументы в свою пользу.

Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Факторный подход - это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Нативизм проявляется в теориях преформизма, рекапитуляции и созревания. Эмпиризм доказывает, что развитие человека определяется средой, он представлен двумя научными школами - бихевиоризмом и ассоцианизмом.

Нативизм и эмпиризм – однофакторные теории. Спор о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов (В. Штерн,теория конвергенции двух факторов), а также к теориям конфронтации и антогонизма (Фрейд, Пиаже).

Конвергенция - схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов – вытеснение (подавление наследственности социальным фактором среды).

Споры о том, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс - элементов наследственности и игрек - элементов среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития.

Критиками факторного подхода в зарубежной психологии, в первую очередь, стали сторонники эмпиризма. Они указывали, что поведение, привычки, склонности ребенка формируются в результате научения. В зарубежной психологии неучет фактора среды и научения в психическом развитии ребенка стал основным аргументом против теории рекапитуляции.

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма. Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли. Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе:

Ведущий фактор — наследственность (Нативизм Р. Декарт, И. Кант).

Ведущий фактор — среда (Эмпиризм Д. Локк, Д. Гартли).

Теории: перформизм рекапитуляция созревание.

Теории: ассоцианизм бихевиоризм.

Двухфакторные теории, наследственность и среда.

Соотношение факторов: взаимодействие.

Теория конвергенции В. Штерн.

Соотношение факторов: противодействие, антагонизм.

Классический психоанализ 3. Фрейда.

Теория развития мышления Ж. Пиаже (ранний период).

Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм, однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов, как конфронтацию и антагонизм (Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода).

Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Еще по теме:

Феноменология гендерного дисплея
Становление новой парадигмы маскулинности, получившей широкое распространение в последние 15 лет, тесно связано с общими тенденциями не только гендерных исследований, но всего современного человековедения и имеет несколько идейных источни ...

Проведение психологической диагностики, коррекционной – развивающей работы и анализ полученных результатов
С целью проверки гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группе сверстников. В исследовании принимало участие 25 кружковцев 14-15 лет посещающих ЦТД и М "Эврика", г. Минска. Для удобства обработки результатов ка ...

Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи
Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые ввели в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стаж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru