Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Материалы » Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Страница 2

Представления о вытеснении, сопротивлении и переносе принимали все более ясные очертания, и в результате у Фрейда появилось стремление обратить свое исследование в область человеческого бессознательного, малоизученного компонента человеческой психики, которому исследователи практически не уделяли внимания.

В представлении Фрейда, психика не исчерпывалась сознанием, а представляла собой сложную динамическую структуру, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. В его теориях сознательное является лишь частью психической структуры, взаимодействующей с окружающей средой и подчиняющейся ее правилам, руководствуясь принципом реальности. Но куда более объемной частью является бессознательное, источник инстинктивных побуждений и бездонное хранилище вытесненного из сознания материала; руководствуясь принципом удовольствия, бессознательное направлено на уменьшение количества возбуждения, возникающего в нем вследствие возникновения природных потребностей. В бессознательном неудовлетворенные желания могут существовать вечно, ибо здесь не действуют законы времени; воспоминания, погруженные в бессознательное, продолжают функционировать и без ведома человека. Между сознанием и бессознательным существует постоянный энергетический обмен, целью которого является поддержание стабильного психического состояния человек путем снятия напряжения. Главной энергетической силой бессознательного является либидо, энергия, возникающая в результате активного проявления полового инстинкта. Кроме того, Фрейд выделял предсознательное, содержание которое тоже являлось недоступным для человека, однако не являлось вытесненным материалом, как бессознательное.

Фрейд отмечал, что с описательной точки зрения существует два компонента бессознательного, но с динамической точки зрения – один. В работе “ Я и Оно” Фрейд обозначил Я как сознательную часть личности, а Оно – как бессознательную, однако, имеющую возможность непосредственно влиять на Я, и как следствие, на поведение человека. Так же Фрейд выделил ту часть Я, которая является по большей части бессознательной, и оказывает на Я не меньшее воздействие, чем Оно. Эта структура образуется путем интериоризации психикой ребенка образа родителей, позже в нее включаются предписания норм общественного поведения, диктуемые социумом. Эту психическую составляющую, являющуюся своего рода хранителем морали и нравственности, Фрейд назвал Сверх – Я. В структурном взаимодействии психики Сверх-

Я осуществляет роль цензурирующего органа, осуществляя контроль в области мышления и поведения; кроме того, в Сверх – Я является носителем некоего идеала, прообразом которого обычно является отец субъекта. Сверх – Я является решающим фактором при задействовании таких процессов, как вытеснение и сопротивление, и как следствие, Сверх – Я играет важную роль в образовании неврозов. Фрейд подчеркивал, что Я, Сверх – Я, и Оно – понятия психологические, описательные и их нельзя соотносить с какими либо функциями мозга.

Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ “ Толкование сновидений”, вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения – психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания с в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда.

В процессе своих исследований и практической деятельности Фрейд постоянно сталкивался с проблемами сексуальности, поэтому он не мог не уделить должного внимания данному вопросу. В “Трех очерках о психологии сексуальности” Фрейд размышляет о причинах сексуальных отклонений, перверсий, освещает проблему детской сексуальности и прослеживает путь эволюции либидо от младенца до взрослого человека. Роль детских впечатлений, сексуальных эмоций выделяется основателем психоанализа особенно четко, ведь в понимании детской сексуальности и ее возможных нарушений он видит ключ к объяснению невротических расстройств у взрослых. В ходе исследований, терапевтической практики и самоанализа Фрейд пришел к открытию, которое он сам обозначил как фундаментальное в психоанализе – Эдипов комплекс. Источником появления этого комплекса служит сложное эмоциональное отношение ребенка к его родителям, основанное на амбивалентности чувств. Ребенок проявляет любовь к родителям обоего пола, но к представителю противоположного пола любовь сильнее и сексуально окрашена, а на родителя своего пола ребенок начинает смотреть как на соперника, совмещая любовь и ненависть к нему в одном смешенном чувстве. Негативные компоненты этого чувства как правило вытесняются, созидая почву для последующих неврозов. Если ребенок удачно преодолевает Эдипов комплекс, то внешний авторитет родителей перемещается внутрь детской психики, образуя Сверх – Я. В противном случае возникает разлад в психике ребенка, что приводит к невротическому заболеванию взрослого.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru