Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания

Материалы » Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания » Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания

Страница 2

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность, могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий.

Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека [13, с. 32].

Профессионально способным можно считать того медицинского работника, которому присуще: отсутствие тщеславия, ровное и участливое отношение ко всем пациентам, быстрота реакции, выдержка, высокое чувство долга и владение лечебной техникой [15, с. 478-490].

Эмпатичность часто превращается в качество, которым человек должен обладать независимо от обстоятельств, подобно цвету волос. На деле, способность к эмпатии у одного и того же медработника различны в каждой конкретной ситуации, с каждым конкретным пациентом. При этом важно понимать, что состояние фельдшера не может быть идентично состоянию пациента. Конечно, он должен уметь «настраиваться на волну» пациента. Однако означает ли это, что она должен переживать то же, что и пациент? В погоне за эмпатией, которую теперь уже стоит называть «псевдоэмпатией», медики часто забывают о не менее важном принципе «искренности», ведь переживать несуществующие чувства означает вводить в заблуждение себя и пациента. Но быть может, эта ложь «свята», так как она необходима больному? Действительно, разделяя свои чувства с медицинским работником, пациент перестает ощущать себя наедине со своими бедами.

Но иногда намного эффективнее может быть искреннее заявление типа: «Да, действительно, мне трудно понять, что вы испытываете. Могли бы вы подробнее рассказать то, что происходит с вами?». Услышав такую фразу, пациент поймет, что его не пытаются измерить чужими мерками и принимают уникальность его переживаний.

Наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, фельдшеру нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало эмоций уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Чаще всего медицинский работник высказывать пациентам подобные «неподходящие» переживания, руководствуясь формулой «не навреди» и своими представлениями о вреде и пользе. В других случаях он не хочет разрушать установившиеся добрые отношения, испортить впечатление пациента о себе и службе в целом. Иногда фельдшер скрывает «неприемлемые чувства» не только от пациента, но и от себя. Тем не менее, как бы неуместны эти переживания ни были, они существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «сгорания».

Позитивное восприятие этих симптомов – первый шаг на пути к пониманию себя и решению проблем, возникающих при общении с пациентом.

Другой шаг – предоставление пациенту обратной связи о своих впечатлениях. Необходимость в этом шаге и его уместность зависит от многих обстоятельств. В некоторых случаях искренняя и правильно выраженная обратная связь полезнее, чем «пластиковые чувства». Чем глубже и длительнее контакт с пациентом, тем больший эффект и большую необходимость имеет открытое выражение чувств и для медсестры, и для пациента. Значение здесь имеет не столько тон чувств, сколько умение медика выражать их. Более того, такая открытость со стороны фельдшера имеет свое психотерапевтическое значение. Обратная связь, предоставляемая собеседником, необходима любому человеку. Она имеет экзистенциальную функцию «Я услышан другим» и функцию коммуникативную «Я знаю, как другой человек ко мне относится». Тем не менее, чаще всего люди лишены этой информации или имеют дело с некачественной обратной связью, неспособной выполнять эти функции. Отношения, складывающиеся между пациентом и фельдшером – это частный случай взаимоотношений пациента с другими людьми которые, скорее всего, точно также стараются щадить его и не рассказывают ему о своих негативных впечатлениях. В лучшем случае они ограничиваются директивными указаниями или уходят от контакта, не объясняя причин и предоставляя ему самостоятельно восполнить этот пробел (своими многочисленными проекциями). Правильно выраженные чувства медсестры помогут пациенту пролить свет на волнующие его вопросы, то есть понять механизм, скрывающийся за непонятными действиями окружающих. Может быть, все-таки было бы полезнее расходовать энергию не на подавление естественных впечатлений, а на поиск подходящей формы для их выражения [17, 99-105].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Социальный статус семьи и её основные функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...

Методика наблюдения
невербальное поведение психический В ходе полевого исследования было проведено несистематическое наблюдение, объектом которого стал Н. - мужчина средних лет, для которого имелась возможность ежедневного наблюдения. Невключённое наблюден ...

Механизм перцептивной защиты
Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего сти ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru