Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Материалы » Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы » Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Страница 2

В практическом решении задач данного этапа мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

Особое внимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

Третье педагогическое условие формирования у подростка установки на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.

Разрабатывая содержание данного педагогического условия, мы ориентировались на активизацию ресурсов образовательного пространства школы. Были выделены следующие ресурсы по формированию у подростка установки на здоровый образ жизни:

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровье созидающих мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, контроль и др.).

2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о здоровом образе жизни, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей нерегламентированного образовательного пространства (различные формы вне учебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса школы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Виды популярной японской кинопродукции в российском культурном пространстве
Взлет популярности японского жанрового кино произошел неожиданно и в то же время его с нетерпением ждали кинокритики во всем мире. Это сейчас они могут говорить: «японское кино всегда было культовым». О нем узнали лишь тогда, когда плодор ...

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...

Особенности современной истерической женщины
Рассматривая тип истерической женщины, разумеется, следует отметить тот факт, что времена меняются, и люди, соответственно, меняются под стать им. Современные истерические женщины значительно отличаются от тех, что существовали во времена ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru