Психологические вопросы физической культуры

Психология здоровья » Психологические вопросы физической культуры

Страница 2

В этой ситуации, казалось бы, должна возрасти роль физического воспитания по месту учебы подрастающего поколения, но это звено принадлежит всей порочной цепи, а поэтому имеет свои неразрешимые проблемы. С одной стороны, уроки физкультуры, как и по остальным предметам, должны быть теоретическими, давать учащимся знания о физической культуре в контексте решения проблемы индивидуального физического и психического здоровья. С другой стороны, необходимость выполнения учащимися нормативных требований вынуждает учителей превращать уроки в микротренировки по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Все это требует овладения техникой упражнений, развития физических качеств силы, быстроты, выносливости, координированности, гибкости. На практике же получается, что, пытаясь решить обе задачи, учитель не добивается ни одной из них. Смысл этих занятий сводится к получению формальной оценки или зачета, что вместо закрепления интереса к физическому воспитанию полностью отбивает желание заниматься физкультурой. Низкая эффективность уроков физкультуры приводит к разочарованию обеих сторон, участвующих в педагогическом процессе.

По данным Е.Г. Еделевой интерес школьников к урокам физкультуры неуклонно снижается от младших классов (80-90%) к старшим (40-50%). В то же время отношение к физкультуре как к учебному предмету остается у большинства учащихся (90-100%) положительным на протяжении всего времени обучения в школе. Обнаруживается явное расхождение желаемого с действительным, и дело, очевидно, в том, что и как предлагается выполнять ученикам на уроках физкультуры, какие результаты из этого получаются. Не случайно у многих учащихся неудовлетворенность уроками физкультуры проявляется на фоне положительного отношения к предмету.

Многие учителя физкультуры высказывают мнение о том, что в данном виде физическое воспитание не может обеспечить необходимого физического развития учащихся (о психическом развитии речь вообще не идет!), что оценивать нужно не спортивные результаты, а сдвиги в физическом развитии учащихся. Больше половины учителей отмечают, что учебная программа по физическому воспитанию школьникам не интересна. Не удивительно, что10% учителей физкультуры отмечают бесполезность своего труда, а 50% не удовлетворены содержанием своего труда и достигаемыми в работе результатами (Н.В. Журин, 1991).

Становится очевидным, что задачу приобщения подрастающего поколения к физической культуре и через неё к здоровому стилю жизни – физическое воспитание в школе выполняет плохо. На то имеются и экономические причины: плохое материальное обеспечение, недостаточное количество часов отводимых на занятия физкультурой и др. Главным же остается то, что учащиеся не имеют возможности выбирать тот вид занятий физкультурой, который нравится, отсутствует возможность заниматься физкультурой вне сетки учебных часов (для этого необходимы дополнительные учительские ставки, хорошие залы, бассейны, спортплощадки). Во время обучения в школе у человека не формируется убеждение в пользе физкультуры, а без такого убеждения привычку к физической нагрузке выработать трудно. В то же время именно физическая культура (Е.П. Ильин, 1994) могла бы сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих формировать представление о здоровом стиле жизни. И первыми пропагандистами здесь могли бы стать именно преподаватели физкультуры, получающие в вузе солидные знания по анатомии и физиологии, психологии, гигиене, медицинской подготовке, владеющие умением обучать молодежь основному средству здорового стиля жизни – физическим упражнениям. Физкультура могла бы стать составной частью уроков здоровья, на которых учащиеся получали бы системные знания и навыки для осуществления здорового стиля жизни. [1]

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Механизм перцептивной защиты
Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего сти ...

Особенности мотивации аффиляции
Не последнее место во многих видах профессиональной деятельности занимает мотив аффиляции. Х.Хекхаузен подразумевает "под аффиляцией определенный класс социальных взаимодействий,… содержание которых заключается в общении с другими лю ...

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru