Психологические вопросы физической культуры

Психология здоровья » Психологические вопросы физической культуры

Страница 2

В этой ситуации, казалось бы, должна возрасти роль физического воспитания по месту учебы подрастающего поколения, но это звено принадлежит всей порочной цепи, а поэтому имеет свои неразрешимые проблемы. С одной стороны, уроки физкультуры, как и по остальным предметам, должны быть теоретическими, давать учащимся знания о физической культуре в контексте решения проблемы индивидуального физического и психического здоровья. С другой стороны, необходимость выполнения учащимися нормативных требований вынуждает учителей превращать уроки в микротренировки по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Все это требует овладения техникой упражнений, развития физических качеств силы, быстроты, выносливости, координированности, гибкости. На практике же получается, что, пытаясь решить обе задачи, учитель не добивается ни одной из них. Смысл этих занятий сводится к получению формальной оценки или зачета, что вместо закрепления интереса к физическому воспитанию полностью отбивает желание заниматься физкультурой. Низкая эффективность уроков физкультуры приводит к разочарованию обеих сторон, участвующих в педагогическом процессе.

По данным Е.Г. Еделевой интерес школьников к урокам физкультуры неуклонно снижается от младших классов (80-90%) к старшим (40-50%). В то же время отношение к физкультуре как к учебному предмету остается у большинства учащихся (90-100%) положительным на протяжении всего времени обучения в школе. Обнаруживается явное расхождение желаемого с действительным, и дело, очевидно, в том, что и как предлагается выполнять ученикам на уроках физкультуры, какие результаты из этого получаются. Не случайно у многих учащихся неудовлетворенность уроками физкультуры проявляется на фоне положительного отношения к предмету.

Многие учителя физкультуры высказывают мнение о том, что в данном виде физическое воспитание не может обеспечить необходимого физического развития учащихся (о психическом развитии речь вообще не идет!), что оценивать нужно не спортивные результаты, а сдвиги в физическом развитии учащихся. Больше половины учителей отмечают, что учебная программа по физическому воспитанию школьникам не интересна. Не удивительно, что10% учителей физкультуры отмечают бесполезность своего труда, а 50% не удовлетворены содержанием своего труда и достигаемыми в работе результатами (Н.В. Журин, 1991).

Становится очевидным, что задачу приобщения подрастающего поколения к физической культуре и через неё к здоровому стилю жизни – физическое воспитание в школе выполняет плохо. На то имеются и экономические причины: плохое материальное обеспечение, недостаточное количество часов отводимых на занятия физкультурой и др. Главным же остается то, что учащиеся не имеют возможности выбирать тот вид занятий физкультурой, который нравится, отсутствует возможность заниматься физкультурой вне сетки учебных часов (для этого необходимы дополнительные учительские ставки, хорошие залы, бассейны, спортплощадки). Во время обучения в школе у человека не формируется убеждение в пользе физкультуры, а без такого убеждения привычку к физической нагрузке выработать трудно. В то же время именно физическая культура (Е.П. Ильин, 1994) могла бы сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих формировать представление о здоровом стиле жизни. И первыми пропагандистами здесь могли бы стать именно преподаватели физкультуры, получающие в вузе солидные знания по анатомии и физиологии, психологии, гигиене, медицинской подготовке, владеющие умением обучать молодежь основному средству здорового стиля жизни – физическим упражнениям. Физкультура могла бы стать составной частью уроков здоровья, на которых учащиеся получали бы системные знания и навыки для осуществления здорового стиля жизни. [1]

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Своеобразие структуры личности и восприимчивость изменений
Дня психологического изучения отношения к новому важно рассмотреть личностные особенности предрасположения и поведения к нововведениям и изменениям. Нововведения, изменения, реформы, надо полагать, могут быть по многим показателям объеди ...

Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики
Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе являетс ...

Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru