Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от рисунков детей с эмоциональными расстройствами

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от рисунков детей с эмоциональными расстройствами

В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже того, который ожидают от нормального ребенка того же возраста и интеллекта. Эти данные помогли Бендер не только диагностировать повреждение мозга, но и определить стратегию терапии, Которая помогла бы ребенку развить соответствующие представления о теле.

Сложность в разделении рисунков детей имеющие невралгические нарушения, от рисунков детей с эмоциональными расстройствами, кроится в терминологии. Те же самые или похожие термины часто применяются к обеим группам: «искаженные», «нелепые», «эксцентричные», «рассогласованные». Проявления, которыми они обозначаются, слишком общие и не четкие, чтобы быть значимыми. Для рисунков детей с поражением мозга, лучше использовать следующие термины: «неразвитое представление о теле»; «персеверация»; «плохое планирование» (рисуют, не задумываясь заранее над тем, уместится ли рисунок на имеющемся пространстве); «импульсивность» (быстрое, небрежное выполнение); «выход за рамки» (рисунок не помещается на бумаге); «несдерживаемый» (неконтролируемая, беспорядочная деятельность); «плохая координация» (линии залезают друг на друга или не пересекаются, слабый контроль над пишущим средством) и «тенденция возвращаться к каракулям». Были попытки достичь большей специфичности, отмечая «асимметрию», «склонность к углу более чем 15˚», «неправильно присоединённые руки», «неверное количество пальцев». Все перечисленное нормально для ребенка дошкольника.

Постоянное при всей соей изменчивости представления ребенка о теле, восприимчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства.

В зависимости от степени тревоги представление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличатся от обычного только в деталях, возможно, также любое колебание между этими двумя крайностями.

Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтожение лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональными расстройствами.

Рисунки рассматривались и как выражение представления о теле, которое сформировано внешними воздействиями, а также процессом взросления, причем среди внешних влияний особое значение приписывалось фигурам родителей. Как выражение представления о теле рисунки могут рассматриваться с точки зрения интеграции познавательного, эмоционального и перцептивного аспектов, откуда и извлекается это представление. Отсюда вытекает разница между изображением человека ребенком с эмоциональными и неврологическими нарушениями и изображения человека здоровым ребёнком. Рисунок человека особенно эффективен при подозрении на церебральную дисфункцию и наличие эмоциональных расстройств [3].

Гудинаф признает, что свидетельство нестабильности может иногда проявится в рисунках даже раньше, чем становятся клинические проявления заболевания.

Еще по теме:

Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, «нарушающие» привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и воспри ...

Общие принципы возрастного психического развития
В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической ...

Факторы саморегуляции индивидуального стиля деятельности
Данный вопрос отражает представления о пределах изменчивости функционирования человека, о вариативности способов его деятельности, их энергетической составляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанно выбирать приемы д ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru