Психологические вопросы физической культуры

Психология здоровья » Психологические вопросы физической культуры

Страница 1

Современный стиль жизни населения, особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, в том числе и резкое уменьшение двигательной активности – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье. Роль физических упражнений в повышении физической работоспособности человека изучена достаточно подробно и в данном случае не требует специального обсуждения. Что же касается психического здоровья, то еще в начале ХХ века Ч. Фере, В.М. Бехтеревым и другими было показано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжелая – угнетает её. Поздними исследованиями было выяснено, что память и внимание наиболее чувствительны к воздействию физических нагрузок. Перцептивные процессы улучшаются после кратковременных привычных нагрузок, но ухудшаются после непривычных физических нагрузок. Потребность человека в двигательной активности является врожденной, генетически детерминированной. По многочисленным наблюдениям педиатров двигательная активность адекватно усиливает умственное развитие у детей. У взрослых физическая активность также стимулирует продуктивную умственную деятельность.

Чрезмерный, интенсивный физический труд наоборот угнетает продуктивную работу мозга. В частности это связано с феноменом “кислородного долга”, когда мышцы вынуждены работать при условии дефицита кислорода, а расщепление глюкозы идет не как обычно – путем окислительного фосфорилирования, а путем бескислородного расщепления – гликолиза. В результате неполного расщепления глюкозы в мышцах образуется огромное количество молекул молочной кислоты (причина мышечных болей после чрезмерной нагрузки), которая из мыщц удаляется с кровотоком, поступая ко всем органам и тканям, к головному мозгу, вызывая интоксикацию и ухудшение его работы.

Человек должен ежедневно двигаться столько, сколько ему требуется для удовлетворения потребности в движениях. Однако это возможно только в случае свободы выбора режима своей жизнедеятельности. Длительная гипокинезия, означающая неудовлетворение все возрастающей потребности в двигательной активности, создает внутреннее психическое напряжение, являющееся источником фрустрации, агрессивности, психических и психосоматических страданий. Учебная и трудовая деятельность в большинстве современных профессий не дают человеку возможности проявлять двигательную активность в достаточном объеме, поэтому организация занятий физической культурой является объективной необходимостью, а в плане оздоровления населения – задачей государственного уровня.

Физическую культуру в настоящее время принято делить на три составляющие:

1.Спорт высоких достижений;

2.Физическое воспитание;

3.Рекреационная физкультура (лат. recreatio – восстановление).

Спорт, начиная с середины ХХ века, практически не имеет ничего общего с физической культурой. Это характерно для всех стран и наша страна не является здесь исключением. Спорт стал существенной частью пропагандистской машины, которая доказывала всему миру преимущества социалистического строя, а поэтому перестал быть средством укрепления здоровья. И.В. Сталин, напутствуя олимпийскую команду СССР, сказал, что в мирное время воюют дипломаты и спортсмены. С тех пор спортсмены и воюют, испытывая сверхвысокие нагрузки, используя стимуляторы и неспортивные приемы, заканчивая свою жизнь инвалидами. Девиз Пьера де Кубертена “Главное – не победа, а участие” стал формальным девизом современного олимпийского движения, в котором ведущей является установка “престижности” национального спорта. Эта установка доводит до исступления и агрессии болельщиков-фанатов, чьё уродливое отношение к спорту проявляется антисоциальным поведением.

В связи с этим физическое воспитание, обязательное в учебных заведениях всех рангов, в советское время также рассматривалось в качестве плацдарма для спорта высоких достижений, где лозунг “от массовости к мастерству” сводил показатели здоровья, физического и психического развития к числу второстепенных и выражался в формальных отчетах о количестве физкультурников и сдавших нормы ГТО. Критерии оценки успешности физического воспитания отражались достигаемыми спортивными результатами и не более. Знания о том, как приобрести или поддержать здоровье, умение это делать выпали из оценочных критериев успешности физического воспитания населения. Все это происходило на фоне лживой декларации государственной заботы о гармоничном развитии личности. Именно поэтому данные о том, что 62,5% детей по окончании начальной школы имеют нарушения осанки, а главной причиной здесь является слабое физическое развитие, фактически составляли государственную тайну и были обнародованы лишь впервые в годы “перестройки”. В настоящее время показатели здоровья населения, физического и психического развития вообще не учитываются. Негативные тенденции в спорте и физической культуре привели к быстрому упадку массового спорта, оттоку молодежи из спортивных секций. Современные социально-экономические условия в России окончательно разрушили и ту формальную систему государственной поддержки, поставив на коммерческие рельсы физкультуру и спорт, которые стали недоступны большинству населения.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблемы психологической готовности ребенка к школе
Основные симптомы кризиса семи лет . К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются ...

Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений
Научно-методологический инструментарий для исследования субкультурных явлений представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев и т.п. Наряду с этим в методологию включен инструментарий ...

Функциональная ассиметрия левого и правого полушария
Существует много предположений о причинах леворукости. Наиболее распространенной является межполушарная асимметрия. Есть указание на раннее проявление сенсорных асимметрии. У новорожденных и младенцев в ответ на звуки отмечено большая ак ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru