Психологические вопросы физической культуры

Психология здоровья » Психологические вопросы физической культуры

Страница 1

Современный стиль жизни населения, особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, в том числе и резкое уменьшение двигательной активности – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье. Роль физических упражнений в повышении физической работоспособности человека изучена достаточно подробно и в данном случае не требует специального обсуждения. Что же касается психического здоровья, то еще в начале ХХ века Ч. Фере, В.М. Бехтеревым и другими было показано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжелая – угнетает её. Поздними исследованиями было выяснено, что память и внимание наиболее чувствительны к воздействию физических нагрузок. Перцептивные процессы улучшаются после кратковременных привычных нагрузок, но ухудшаются после непривычных физических нагрузок. Потребность человека в двигательной активности является врожденной, генетически детерминированной. По многочисленным наблюдениям педиатров двигательная активность адекватно усиливает умственное развитие у детей. У взрослых физическая активность также стимулирует продуктивную умственную деятельность.

Чрезмерный, интенсивный физический труд наоборот угнетает продуктивную работу мозга. В частности это связано с феноменом “кислородного долга”, когда мышцы вынуждены работать при условии дефицита кислорода, а расщепление глюкозы идет не как обычно – путем окислительного фосфорилирования, а путем бескислородного расщепления – гликолиза. В результате неполного расщепления глюкозы в мышцах образуется огромное количество молекул молочной кислоты (причина мышечных болей после чрезмерной нагрузки), которая из мыщц удаляется с кровотоком, поступая ко всем органам и тканям, к головному мозгу, вызывая интоксикацию и ухудшение его работы.

Человек должен ежедневно двигаться столько, сколько ему требуется для удовлетворения потребности в движениях. Однако это возможно только в случае свободы выбора режима своей жизнедеятельности. Длительная гипокинезия, означающая неудовлетворение все возрастающей потребности в двигательной активности, создает внутреннее психическое напряжение, являющееся источником фрустрации, агрессивности, психических и психосоматических страданий. Учебная и трудовая деятельность в большинстве современных профессий не дают человеку возможности проявлять двигательную активность в достаточном объеме, поэтому организация занятий физической культурой является объективной необходимостью, а в плане оздоровления населения – задачей государственного уровня.

Физическую культуру в настоящее время принято делить на три составляющие:

1.Спорт высоких достижений;

2.Физическое воспитание;

3.Рекреационная физкультура (лат. recreatio – восстановление).

Спорт, начиная с середины ХХ века, практически не имеет ничего общего с физической культурой. Это характерно для всех стран и наша страна не является здесь исключением. Спорт стал существенной частью пропагандистской машины, которая доказывала всему миру преимущества социалистического строя, а поэтому перестал быть средством укрепления здоровья. И.В. Сталин, напутствуя олимпийскую команду СССР, сказал, что в мирное время воюют дипломаты и спортсмены. С тех пор спортсмены и воюют, испытывая сверхвысокие нагрузки, используя стимуляторы и неспортивные приемы, заканчивая свою жизнь инвалидами. Девиз Пьера де Кубертена “Главное – не победа, а участие” стал формальным девизом современного олимпийского движения, в котором ведущей является установка “престижности” национального спорта. Эта установка доводит до исступления и агрессии болельщиков-фанатов, чьё уродливое отношение к спорту проявляется антисоциальным поведением.

В связи с этим физическое воспитание, обязательное в учебных заведениях всех рангов, в советское время также рассматривалось в качестве плацдарма для спорта высоких достижений, где лозунг “от массовости к мастерству” сводил показатели здоровья, физического и психического развития к числу второстепенных и выражался в формальных отчетах о количестве физкультурников и сдавших нормы ГТО. Критерии оценки успешности физического воспитания отражались достигаемыми спортивными результатами и не более. Знания о том, как приобрести или поддержать здоровье, умение это делать выпали из оценочных критериев успешности физического воспитания населения. Все это происходило на фоне лживой декларации государственной заботы о гармоничном развитии личности. Именно поэтому данные о том, что 62,5% детей по окончании начальной школы имеют нарушения осанки, а главной причиной здесь является слабое физическое развитие, фактически составляли государственную тайну и были обнародованы лишь впервые в годы “перестройки”. В настоящее время показатели здоровья населения, физического и психического развития вообще не учитываются. Негативные тенденции в спорте и физической культуре привели к быстрому упадку массового спорта, оттоку молодежи из спортивных секций. Современные социально-экономические условия в России окончательно разрушили и ту формальную систему государственной поддержки, поставив на коммерческие рельсы физкультуру и спорт, которые стали недоступны большинству населения.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Выводы
Итак, делая вывод из данной работы можно сказать, что внимание является своеобразной призмой, через которую педагог устанавливает учебно-воспитательную связь с ребенком. Однако, следует помнить, что внимание это динамический познавательны ...

Мотивационные свойства личности
Ранее уже отмечалось, что мотивами для деятельности личности выступают органические, материальные, социальные и духовные потребности. В современном мире активная деятельность человека протекает в социуме, где он в основном и находит им уд ...

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru