Проблемы социальной безопасности в современном обществе
- недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
- нерациональная организация учебного процесса;
- физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;
- стрессовая тактика и стратегия педагогических действий.
К школьным факторам риска относятся и временной цейтнот, в котором находятся школьники в течение многих лет жизни, и недостаточная психологическая компетентность учителя, и скученность детей и подростков, и принужденность к общению в условиях классно-урочной системы обучения и многое другое.
Безусловно, что уже только понимание пагубности и тотальности воздействия школьных факторов риска на психологическое здоровье школьников – гарантия того, что школа и отдельный педагог будут пытаться их нивелировать, обеспечивая тем максимально возможную психологическую безопасность личности в образовательном процессе.
Но возможно ли иное, по сравнению с названными, отношение между образованием и здоровьем: не альтернативное и не дополняющее, а причинно-следственное? Возможно ли, чтобы образование, конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье школьников, обеспечивая их полную психологическую безопасность? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.
Современная социокультурная и социоэкономическая ситуация в России дает нам многочисленные примеры негативного влияния среды, то есть внешних обстоятельств жизни и деятельности, на человека. Торнадо, цунами, засуха, пожары, технократические катастрофы, социальные волнения, террористические акты – все эти явления становятся предметом обсуждения и причиной поиска способов обеспечения безопасности человека. Если эти открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия открыто обсуждаются и осуждаются, то ситуации психологического насилия или деструктивного психологического влияния социальной среды на человека пока только выдвигаются в центр общественных интересов. Еще в меньшей мере принято открыто и прямо обсуждать проблемы психологической защищенности от психологического насилия, возникающего в условиях взаимодействия участников образовательной ситуации[8].
Вместе с тем, по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей – до 75% озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в образовательном учреждении обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников и педагогов. Родителей беспокоит, будет ли ребенок чувствовать себя понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, возможность манипулятивных воздействий со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми. Насколько оправданы эти опасения? Практика «Областного центра диагностики и консультирования» позволяет привести многочисленные примеры несправедливого осуждения ребенка в школе, прямого насилия или скрытых оскорблений со стороны одноклассников, невнимания, излишней строгости или холодности со стороны учителя.
В научной литературе к социальной безопасности «относится необходимость обеспечения всемерной защищенности наиболее уязвимых, в социальном отношении, категорий населения, кардинальным образом определяющих возможность дальнейшего нормального существования общества». Однако, в той или иной мере в условиях общества проблема социальной безопасности затрагивает все социальные группы. Это вытекает из того, что социальная безопасность характеризует социальное состояние и уровень социальной устойчивости и социального равновесия в системе социальных отношений людей по поводы их жизнеспособности и жизнедеятельности в обществе. В данном аспекте социальная безопасность является показателем социальной динамики и выступает индикатором социального изменения общества. Потребности человека и условия его общественной жизни постоянно находятся в состоянии противоречия друг другу. Поэтому социальные риски являются закономерным результатом жизни «человека и общества» как целостной социальной системы. Социальную безопасность необходимо исследовать в совокупности с анализом понятий социальная защищенность и социальный страх[9].
Еще по теме:
Особенности развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоор ...
Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...
Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в шко ...



