Проблемы социальной безопасности в современном обществе

Материалы » Влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения у старших школьников » Проблемы социальной безопасности в современном обществе

Страница 1

Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению[3].

Понятие, которого придерживается большинство современных исследователей, можно сформулировать следующим образом: социальная безопасность - это устойчивое состояние и способность общественной системы обеспечить эффективное функционирование государства, социальных институтов общества, обеспечивающих стабильное развитие как отдельной личности во всех сферах общественной жизни, так и всего социума в целом, на основе повышения качества жизни своих граждан, соблюдения их прав и свобод.

Анализ представлений о социальной безопасности в контексте эволюции научных картин мира позволяет выделить основные этапы.

В античной философии социальная безопасность в рамках мифологической картины мира рассматривалась как высшая ценность и защита всех граждан общества, основным условием для ее достижения являлось равномерное распределение благ среди всего населения.

В рамках механистической картины изучали социальную безопасность мира мыслители эпохи Возрождения и философы Нового времени. Наличие опасности расценивалось ими как нарушение функций в социальной машине, что позволило сформулировать новые подходы к социальной безопасности: ее обеспечение связывалось с устранением и недопущением явлений, препятствующих управлению государством.

Для философии эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии характерна статистическая научная картина мира, в соответствии с которой социальная безопасность рассматривалась как состояние человеческого бытия. Предупреждение возможных опасностей, обеспечение как личной, так и общественной безопасности, зависит уже не только от самого человека, но и от государства[4].

Представления о социальной безопасности в философии марксизма и различных социологических теориях сформированы в контексте системной картины мира. Необходимыми условиям обеспечения социальной безопасности являются наличие сильной власти; порядок и стабильность; действующие законы сохранения целостности общества; последовательная модернизация действующей системы безопасности и увеличение ее гарантий.

Современные исследователи изучают социальную безопасность в контексте диатропической картины мира, где безопасность становится результатом жизнедеятельности разных социальных групп, а ее обеспечение прерогативой самих социальных субъектов. Формируется адекватное современному этапу развития общества представление о социальной безопасности и оптимальных механизмах ее обеспечения для представителей различных социальных групп.

В совокупности общее теоретическое знание о социальной безопасности, сложившееся в настоящее время, в зависимости от проблемного поля исследований, включает различные научные направления: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; изучение взаимосвязи проблем безопасности и устойчивого развития; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней: личности, цивилизации и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; педагогические аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности; проблемы формирования культуры безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования.

Исследования, затрагивающие различные стороны социальной безопасности молодежи, на наш взгляд сосредоточены на нескольких направлениях: концептуализация понятия «социальная безопасность» (Г.В. Брои, В.Н. Ковалев, В.Н. Кузнецов, С.З. Павленко, Н.М. Пожитной, В.С. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, Р.Г. Яновский и др.); методологические и методические вопросы изучения риска, механизмов его преодоления и обеспечения социальной безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Т.Е. Бейдина, С.И. Григорьев, В.И. Зубков, В.Н. Кузнецов, М.Б. Лига, Г.В. Осипов, М.Ю. Швецов и др.); анализ взаимосвязи концептов «социальная безопасность», «опасность» и «социальная напряженность» (В.Н. Белоусов, В.М. Димов, И.Ю. Жинкина, В.Н. Паутов, А.Н. Сухов и др.); разработка проблем обеспечения политической, экономической, социальной безопасности молодежи в контексте защиты ее прав и свобод (П.Г. Белов, В.В. Серебрянников и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Эмпиризм
(Empiricism; Empiric) - в философии - направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к немуЭмпирический ...

Кинесические средства общения
Наиболее значимые – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взг ...

Психофизиологические методики
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Тепл ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru