Описание выбранных методик

Материалы » Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов » Описание выбранных методик

Страница 1

В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления

и Опросник личностных творческих характеристик.САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Креативные тесты Вильямса, несомненно, могут быть использованы и для оценки творческих способностей взрослых людей Авто. Всё про машины на сайте automobile-zip.ru найдёте вы. Пока.

Тест дивергентного мышлениянаправлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом. Более подробно инструкция и стимульный материал представлены в приложении А.

В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

· Беглость (Б);

· Гибкость (Г);

· Оригинальность (О);

· Разработанность (Р);

· Название (Н).

1. Беглость

— продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость

— число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность

— место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи.

2 балла — рисуют только внутри.

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Результаты собственных исследований
В качестве испытуемых были взяты дети шестилетнего возраста, в количестве двенадцати человек. Им было дано групповое задание: «Изобразить свою семью». На основе стандартизированных методик была сделана интерпретация, которая рассматривала ...

Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...

Адаптация мигрантов в Швеции
Самое разное отношение к иностранцам, приезжающим работать в страны Европы, демонстрируют жители и правительства этого государств. Больше других иммигрантам помогают в Швеции, утверждают социологи, которые только что провели соответствую ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru