Роль ценностей в структуре функционирования личности

Ценности в подростковом возрасте » Роль ценностей в структуре функционирования личности

В структуре личности Д.А.Леонтьев [14] отводит ценностям следующее место. Он выделяет три иерархических уровня структуры личности.

Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, психологический скелет, на который наслаивается все остальное. Сюда, по Д. А. Леонтьеву, относятся свобода, ответственность и духовность.

Второй уровень – это отношения личности с миром; этот уровень также можно обозначить понятием «внутренний мир человека». Сюда он относит потребности, ценности, отношения и конструкты.

Третий, нижний уровень – это типичные для личности формы и способы внешнего проявления, «внешняя оболочка» личности. К этому уровню он относит характер, способности и роли.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.

Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, ценности играют ведущую роль в формировании личности. Обретение ценности есть обретение личностью самой себя. Ценность закрепляет единство и самотождество личности, определяет главные характеристики личности, ее стержень, мораль нравственность [41].

Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для человека своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистический рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество). Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим.

Е. И. Головаха [7] считает, что, планируя свое будущее, намечая планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те их них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Если намеченные цели достигнуты, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. При недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Следует добавить, что не всегда равнозначные ценности порождают неопределенность жизненного выбора, а только в том случае, когда они противоречивы.

В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций. Таким образом, психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связано с мотивационно - потребностной сферой личности. Следовательно, можно сказать, что

ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения, одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях, так или иначе, опирается на систему ценностных ориентаций, благодаря которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение - действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.

Еще по теме:

Понятие тревожности
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со ...

Особенности учебной деятельности в современной школе
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупне ...

Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии
Игра сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru