Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Материалы » Современный взгляд на проблему биологического и социального » Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Страница 1

Первый комплекс проблем относится к психофизиологии, второй включает некоторые вопросы соотношения социального и биологического в психическом развитии человека (индивидуальном развитии), третий — психологические аспекты антропогенеза.

Психофизиологическая проблема социального и биологического.

Данная проблема рассматривается как проблема соотношений нейрофизиологического и психического. В разработке круга вопросов для отечественной науки связи психологии и физиологии участвовали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов и др. Они изучали психические процессы в контексте реальной — социальной по своему существу — предметной деятельности человека и его общения с другими людьми, где деятельность и общение выступают в роли объективных факторов, организующих психические процессы. Эти процессы рассматриваются не как эффект нейродинамики, а как реальные процессы, включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию. Нейродинамика — материальный субстрат психических процессов — рассматривается во взаимодействии организма со средой, его поведением, обусловлена характером выполняемой человеком деятельности, а также его общением с другими людьми.

Социальное и биологическое в психическом развитии человека

Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится к психическому развитию человека. Здесь рассматривается проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то, и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное. 

Рассматривая физиологические процессы, протекающие в организме человека, свойства его могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений. Основание этих свойств — принадлежность индивида к социальной системе. В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида» - виды и характер деятельности, сфера, средства и способы его общения с другими людьми.

В общем можно рассматривать процесс формирования и развития конкретной личности как процесс усвоения индивидом программ социального наследования, сложившихся в данном конкретном обществе. …. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом и осуществляется через специально социальные институты, выполняющие функции образования и воспитания.

Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности.

Изучение причинно-следственных связей в процессе индивидуального развития как многомерных и многоуровневых, охватывающих всю совокупность существенных условий и факторов этого развития, представляет концепция гетерохронности – развития различных свойств индивида, согласно которой существует закономерный порядок, «определяющий возникновение в процессе социального развития личности сложных образований индивидуальности и природных свойств индивида» (Ананьев Б.Г.).

Формирование тех или иных личностных свойств — это единый процесс онтогенетического развития человека. К ценностям личности, которые определяют ее вклад в социальную программу, являются способности человека (его творческий потенциал).

Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и происхождении. Одна из сложившихся точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается. 

Сторонники другой точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности молодой семьи
Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей ...

Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет т ...

Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru