Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Материалы » Современный взгляд на проблему биологического и социального » Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Страница 1

Первый комплекс проблем относится к психофизиологии, второй включает некоторые вопросы соотношения социального и биологического в психическом развитии человека (индивидуальном развитии), третий — психологические аспекты антропогенеза.

Психофизиологическая проблема социального и биологического.

Данная проблема рассматривается как проблема соотношений нейрофизиологического и психического. В разработке круга вопросов для отечественной науки связи психологии и физиологии участвовали И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов и др. Они изучали психические процессы в контексте реальной — социальной по своему существу — предметной деятельности человека и его общения с другими людьми, где деятельность и общение выступают в роли объективных факторов, организующих психические процессы. Эти процессы рассматриваются не как эффект нейродинамики, а как реальные процессы, включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию. Нейродинамика — материальный субстрат психических процессов — рассматривается во взаимодействии организма со средой, его поведением, обусловлена характером выполняемой человеком деятельности, а также его общением с другими людьми.

Социальное и биологическое в психическом развитии человека

Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится к психическому развитию человека. Здесь рассматривается проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то, и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное. 

Рассматривая физиологические процессы, протекающие в организме человека, свойства его могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений. Основание этих свойств — принадлежность индивида к социальной системе. В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида» - виды и характер деятельности, сфера, средства и способы его общения с другими людьми.

В общем можно рассматривать процесс формирования и развития конкретной личности как процесс усвоения индивидом программ социального наследования, сложившихся в данном конкретном обществе. …. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом и осуществляется через специально социальные институты, выполняющие функции образования и воспитания.

Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности.

Изучение причинно-следственных связей в процессе индивидуального развития как многомерных и многоуровневых, охватывающих всю совокупность существенных условий и факторов этого развития, представляет концепция гетерохронности – развития различных свойств индивида, согласно которой существует закономерный порядок, «определяющий возникновение в процессе социального развития личности сложных образований индивидуальности и природных свойств индивида» (Ананьев Б.Г.).

Формирование тех или иных личностных свойств — это единый процесс онтогенетического развития человека. К ценностям личности, которые определяют ее вклад в социальную программу, являются способности человека (его творческий потенциал).

Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и происхождении. Одна из сложившихся точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается. 

Сторонники другой точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности самосознания подростков
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На ран ...

Роль символа в интерпретации рисунка
При интерпретации рисунков не представляется целесообразным обойти вниманием символичность изображаемого. Но в начале считаю необходимым уделить немного внимания определению сущности понятия «символ». Краткая литературная энциклопедия да ...

Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru