Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Материалы » Современный взгляд на проблему биологического и социального » Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем

Страница 2

Одной из важных проблем в развитии человека является также проблема индивидуальности. Если личность — это в основном проблема общественных наук, имеющая, конечно и психологические аспекты, то проблема индивидуальности — это в основном проблема психологии (дифференциальная психология)

В психологии вопрос об индивидуальности изучался и изучается главным образом в связи с проблемой темперамента. Исходя из павловского учения, Б.М. Теплов, а затем В.Д. Небылицын и их сотрудники развили представления об основных свойствах нервной системы как природной основе темперамента. И.П.Павлов, говорил о трех основных свойствах: силе, подвижности и уравновешенности. Работами школы Теплова — Небылицына выявлены такие свойства, как лабильность и динамичность показано, что свойства нервной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относительно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сформировано представление о первичных (сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и по торможению) и вторичных (уравновешенность по параметрам первичных) свойствах.

Психологические аспекты антропогенеза

Проблема возникновения и развития сознания (более широко: человеческой психики) является одной из наиболее сложных и многоплановых. В разработке проблемы происхождения человеческой психики современная психологическая наука исходит из марксистской теории антропогенеза, основные положения которой состоят в следующем:

1) возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции;

2) процесс антропогенеза неразрывно связан (протекал в единстве) с процессом социогенеза;

3) решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду.

Отношение психического и биологического многопланово и многогранно. В одних измерениях биологическое выступает в отношении к психическому как механизм (физиологическая основа психических процессов), в других — как содержание психического отражения (внутренностные ощущения), в третьих — как фактор, влияющий на психические явления, в четвертых — как детерминанта отдельных актов поведения, в пятых — как условие возникновения психических явлений.

Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Это создает, конечно, исключительные трудности в изучении триады «биологическое — психическое — социальное».

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные направления изучения девиантного поведения
Проблема девиантного поведения – это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования. Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясня ...

Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений : 1) Экстерорецептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) ...

Характеристика внимания и его роль в учебно-воспитательном процессе
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, поср ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru