Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Страница 2

Переживания биосоциально ориентированы, они как бы являются связующим звеном между средой и личностью, означают отношения личности к среде и показывают, какое значение определенный момент среды играет для личности.

«Любой анализ трудного ребенка показывает, что существенна не сама по себе ситуация, взятая в ее абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию» [1, 189 с.]. В одной семье можно встретить разных по воспитанию детей, с разным уровнем развития, все потому, что одна и та же ситуация переживалась детьми по своему.

Выготский пишет, что каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.

Выготский отмечает, - подробное исследование критических периодов показывает, что в них происходят смены основных переживаний ребенка. «Наблюдатели, которые исследуют кризис, говорят, что без всякой причины ребенок, который вел себя так хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым и упрямым» [1, 190 с.].

По Выготскому, кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в изменениях внутреннего характера и не имеют точного соответствия друг с другом.

Лев Семенович считает, каждая новая ступень во внутреннем развитии определяется предшествующей ступенью, всем багажом знаний до этого переломного момента.

За каждым переживанием скрываются реальные динамические воздействия среды по отношению к ребенку. C такой точки зрения, смысл кризиса заключается в перестройке внутренних переживаний, перетасовке, которая лежит в основе момента, определяющего отношения ребенка к среде. «Двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей. То, что для ребенка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени» [1, 192 с.].

Таким образом, сдвиг побуждений, потребностей, пересмотр ценностных ориентиров являются основными моментами кризиса. При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Меняются интересы, деятельность, происходит перестройка сознания ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Классификации конфликтов и проблема их регулирования
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на микро- и макро - уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально - экономический, национально-этнический, политич ...

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru