Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Страница 2

Переживания биосоциально ориентированы, они как бы являются связующим звеном между средой и личностью, означают отношения личности к среде и показывают, какое значение определенный момент среды играет для личности.

«Любой анализ трудного ребенка показывает, что существенна не сама по себе ситуация, взятая в ее абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию» [1, 189 с.]. В одной семье можно встретить разных по воспитанию детей, с разным уровнем развития, все потому, что одна и та же ситуация переживалась детьми по своему.

Выготский пишет, что каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.

Выготский отмечает, - подробное исследование критических периодов показывает, что в них происходят смены основных переживаний ребенка. «Наблюдатели, которые исследуют кризис, говорят, что без всякой причины ребенок, который вел себя так хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым и упрямым» [1, 190 с.].

По Выготскому, кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в изменениях внутреннего характера и не имеют точного соответствия друг с другом.

Лев Семенович считает, каждая новая ступень во внутреннем развитии определяется предшествующей ступенью, всем багажом знаний до этого переломного момента.

За каждым переживанием скрываются реальные динамические воздействия среды по отношению к ребенку. C такой точки зрения, смысл кризиса заключается в перестройке внутренних переживаний, перетасовке, которая лежит в основе момента, определяющего отношения ребенка к среде. «Двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей. То, что для ребенка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени» [1, 192 с.].

Таким образом, сдвиг побуждений, потребностей, пересмотр ценностных ориентиров являются основными моментами кризиса. При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Меняются интересы, деятельность, происходит перестройка сознания ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психофизиология страха
Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные ра ...

Общая характеристика позитивизма как методологии современной психологии
Позитивизм – это философское направление, возникшее в 18-м веке. Его основателем считается Огюст Конт (секретарь и сподвижник знаменитого Сен-Симона). Суть его идей заключалась в следующем: бессмысленно заниматься тем, чем традиционно зан ...

Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности
В настоящее время научная литература располагает достаточным объемом знаний о психологических проблемах и характере эмоциональных переживаний как здоровых людей, так и больных, страдающих ахондроплазией и травматическим укорочением конечн ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru