Факторы, влияющие на профессиональный выбор

Материалы » Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка » Факторы, влияющие на профессиональный выбор

Страница 3

Выбор является малоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжении всей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор. "За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различных проблем" (Василюк Ф.Е.) [17]. Этап выбора профессии, который необходимо сделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборе профиля, имеет важное значение в силу того, что он "как бы задает "мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).

Существует большое число исследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвящена типологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуаций профессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так или иначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимых качеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный, фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный. Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В. Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийся повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью; 2. при достаточной решительности и самостоятельности подростка имеются мало дифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям [12]. Другие исследования проводятся под углом зрения индивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этих исследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешних факторов профессионального выбора.

Выбор профессии предполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенных целей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. В реальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов "за" и "против". Они выступают критериями выбора, это и нормы морали, нравственности, и любого рода установки [17].

Какова же готовность подростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуация складывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей, наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинстве случаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия в профессиональном самоопределении, решают за подростка его родители [11]. То есть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно "отец – мать" в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 - 70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии [24].

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Факторные модели интеллекта. Характеристика интеллекта по Л. Терстоуну
Также как и Давид Векслер, Луис Терстоун [6] выступал за то, что существуют разные группы способностей. Поэтому дети, которые имеют высокие показатели развития одних способностей, одновременно могут иметь очень низкие показатели развития ...

Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...

Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru