Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Страница 4

В русле психологической концепции труда учителя разработаны структуры педагогической деятельности, педагогического общения, структурно – иерархическая модель личности учителя. Л.М.Митина считает, что согласно современным теоретическим представлениям в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента:

1) Педагогические цели и задачи.

2)Педагогические средства и способы решения поставленных задач:

а) кого учить?

б) кому учить?

в) чему учить?

г) как учить?

[37]

При этом выбор учителем педагогических средств в первую очередь должен зависеть от индивидуальности ребёнка, его возрастных возможностей и особенностей класса, на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.

3)Анализ и оценка педагогических действий учителя. Особенность этих действий – направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной и результативной сторон деятельности. Давая характеристику предметной деятельности, А.Н.Леонтьев

[27] писал, что деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание.

Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обусловливающим и процесс, и результат деятельности, является, по нашему мнению, система действий учителя. Вслед за Митиной мы выделяем две принципиально отличные друг от друга системы: систему насилия (подавление личности и самостоятельности ребёнка, принуждение учащихся в приобщении к знаниям, жесткий контроль и регламентация поведения).Естественно, что система действий, как и вся структура труда учителя, определяется его личностью.

Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности. Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность её компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на уроке у учителя развивается педагогическое целеполагание. Овладание учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явлений формирует у него педагогическое мышление. Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию. В процессе организации оптимального педагогического общения у учителя формируется педагогический такт. Личность учителя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов, и т.д.)

[39]

Более высокий уровень структурно – иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировачно гностических и рефлексивно – перцептивных. Проектировачно – гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нём, а также управления поведением и сознанием ученика, воздействуя на его мотивы и цели. Рефлексивно – перцептивные способности включают способность к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему; способность в связи с этим проанализировать, оценить, лучше понять себя. Все элементы системы связаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое – личность учителя. Вместе с тем необходимо отметить, что структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающего смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психологические особенности "трудных" детей
Деликвентный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранни ...

Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений
Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происхо ...

Предметная рефлексия
Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретическог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru