Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Страница 4

В русле психологической концепции труда учителя разработаны структуры педагогической деятельности, педагогического общения, структурно – иерархическая модель личности учителя. Л.М.Митина считает, что согласно современным теоретическим представлениям в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента:

1) Педагогические цели и задачи.

2)Педагогические средства и способы решения поставленных задач:

а) кого учить?

б) кому учить?

в) чему учить?

г) как учить?

[37]

При этом выбор учителем педагогических средств в первую очередь должен зависеть от индивидуальности ребёнка, его возрастных возможностей и особенностей класса, на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.

3)Анализ и оценка педагогических действий учителя. Особенность этих действий – направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной и результативной сторон деятельности. Давая характеристику предметной деятельности, А.Н.Леонтьев

[27] писал, что деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание.

Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обусловливающим и процесс, и результат деятельности, является, по нашему мнению, система действий учителя. Вслед за Митиной мы выделяем две принципиально отличные друг от друга системы: систему насилия (подавление личности и самостоятельности ребёнка, принуждение учащихся в приобщении к знаниям, жесткий контроль и регламентация поведения).Естественно, что система действий, как и вся структура труда учителя, определяется его личностью.

Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности. Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность её компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на уроке у учителя развивается педагогическое целеполагание. Овладание учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явлений формирует у него педагогическое мышление. Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию. В процессе организации оптимального педагогического общения у учителя формируется педагогический такт. Личность учителя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов, и т.д.)

[39]

Более высокий уровень структурно – иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировачно гностических и рефлексивно – перцептивных. Проектировачно – гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нём, а также управления поведением и сознанием ученика, воздействуя на его мотивы и цели. Рефлексивно – перцептивные способности включают способность к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему; способность в связи с этим проанализировать, оценить, лучше понять себя. Все элементы системы связаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое – личность учителя. Вместе с тем необходимо отметить, что структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающего смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru