Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности

Страница 2

Психологическая система для каждого вида деятельности, которую осваивает человек, появляется не одномоментно, а формируется в соответствии с закономерностями системогенеза. Знания этих закономерностей раскрывает сущность научения в процессе освоения профессии. В этой связи наиболее перспективным является направление, связанное с применением системного подхода к анализу педагогической деятельности, а также с построением моделей этой деятельности. Применяя общую теорию систем к педагогике, Н.В.Кузьмина

[25] выделила структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Многолетние исследования показали, что таких структурных компонентов пять: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. Все структурные компоненты педагогической системы имеют связь между собой.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина выделила и описала психологическую структуру деятельности учителя. Ею было выделено пять функциональных компонентов:

1)гностический,

2)конструктивный,

3)организаторский,

4)коммуникативный,

5)проектировачный и собственно конструктивный компоненты

[25,с.34].

Таким образом, в основе описания педагогической деятельности лежит пятикомпонентная структура. Гностический компонент - связан со сферой знаний педагога. Причём речь здесь идёт не только о знании своего предмета, но и о знании средств педагогической коммуникации, о знании психологических особенностей личности учащихся, а также об особенностях своей личности и деятельности. Проектировачный компонент - включает в себя дальние, перспективные цели обучения и воспитания, а также отражение и способы их достижения. Конструктивный компонент - отражает особенности конструирования педагогом собственной деятельности и деятельности учащихся с учётом ближайших целей обучения и воспитания. Коммуникативный компонент характеризует специфику взаимодействия преподавателя с учащимся; при этом акцент делается на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, с достижением дидактических целей. Организаторский компонент связан с умением педагога организовать как деятельность учащегося, так и свою собственную. В целом необходимо подчеркнуть, что не только организаторский, но и все другие компоненты в этой модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя, к тому же нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются

[37].

Доминирование той или иной функции в деятельности преподавателя указывает, что и деятельность учащихся имеет определённый вид, поскольку реализуется определённый метод обучения. Конструктивная деятельность преподавателя как реализация четырёх функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в весьма различных условиях.

Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в трудах А.К.Марковой. В структуре труда учителя ею выделяются следующие составляющие:

1) профессиональные педагогические умения;

2)профессиональные психологические позиции;

3)установки учителя

4)личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями

[31].

В рамках своей концепции А.К.Маркова

[31] выделяет и подробно описывает десять групп педагогических умений.

Первая группа педагогических умений включает в себя умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика, как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределённости; умение предвидеть близкие и отдалённые результаты решения педагогических задач.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих ...

Детерминизм как принцип психологии
В инструментарий научного познания входит, как один из основных, принцип детерминации. Наука, как объяснительная позиция в познании окружающего, рассматривает объекты во взаимосвязи и причинной определённости. Причинность (каузальность от ...

Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения. Одним из самых очевидных способов классификации явл ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru