Основные направления изучения девиантного поведения

Материалы » Девиантное поведение подростков » Основные направления изучения девиантного поведения

Страница 1

Проблема девиантного поведения – это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования.

Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясняющих явление девиации. Большинство из них стремятся объяснить девиацию комплексно, с учетом как общественно, так и личностно значимых факторов. В то же время, в ряде теорий наблюдается явное доминирование одного из этих факторов.

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволяет нам выделить биологический, психологический и социологический подходы к исследованию девиантного поведения. Биологический подход включает в себя концепцию антропологического детерминизма, теорию конституционных типов, эндокринную и хромосомную теории. Психологический подход представлен в психоаналитической теории, в индивидуальной психологии А. Адлера, в гуманистической теории, в эмпирическом подходе, в теории клинической криминологии и в теории "гедонистического риска". Социологический подход представляет особый интерес, в него входят такие теории, как теория аномии, культурная теория, теория социального научения, теория стигматизации, конфликтологическая теория.

Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно- антропологическая теория или как ее еще называют "теория преступного атавизма". Яркими представителями этого направления являются Ч. Ломброзо, П. Келли, Э. Кречмер, У. Шелдон. Девиантноеповедение, по мнению этих ученых, предопределяется анатомическими, конституциональными, атавистическими особенностями человека.

Согласно концепции антропологического детерминизма, преступление есть биологическое явление, подобное рождению, смерти и другим неизбежным явлениям и процессам. Поэтому причины преступного поведения Ч. Ломброзо искал в самой природе человека, а преступление, по его мнению, есть проявление особых свойств человеческой природы. Ими обладает не каждый человек, а только люди "преступного" типа, т.к. особенности строения черепа преступников совпадают с особенностями строения черепа первобытных людей. Из этого следовало, что преступники находятся на ранней стадии эволюции и они подобны первобытным людям, следовательно, что "преступниками рождаются, а не становятся".

В конце XIX века были проведены тщательные обследования преступников, в том числе и в России, которые не подтвердили выводов Ч. Ломброзо. Так, патологоанатом Д.Н. Зернов на основании специально проведенных проверочных исследований пришел к убеждению, что прирожденного преступника не существует. Д.Н. Зернов отмечал, что "среди преступников встречаются люди с признаками дегенерации точно так же, как среди непреступных людей. Численность их, по всей вероятности, одинакова как среди преступников, так и не преступников, поэтому и средние числа получаются одинаковые".

Другим ярким представителем биологического подхода является немецкий психиатр Э. Кречмер. В основе его теории лежит понятие о различии в конституционном строении тела человека. По мнению ученого, люди разной физической конституции отличаются и различным психологическим складом. Различному сочетанию этих свойств соответствуют и разные типы поведения. Определенные варианты такого сочетания дают нам типы преступного поведения.

Теория конституционного предрасположения к преступности нашла своих последователей среди таких ученых как У. Шелдон, супруги Глюк и других.

Согласно теории У. Шелдона, поведение людей обусловлено особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к девиантному поведению.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие межличностных отношений
Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге "Социальная психология". В основном межличностные отношения рассматривались в социальной психологии, как исследования ...

Психологическая характеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте активно развивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливает относительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство, отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши ...

Юношеский возраст
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru